Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Теория заговора - Страница 11

С позиций психологических интересны рассуждения о генезисе «тайных обществ» Э. Нойманна. Как и Фрэзер, он относит их возникновение к ранним этапам развития человечества, но делает упор в своей концепции на момент перехода от матриархата к патриархату. Для немецкого исследователя обозначенный переход представляется значительным в первую очередь с психологических позиций, как этап развития Эго. Нойманн пишет; «Коллективный мир иншщации, тайных обществ, сект, мистерий и религий является духовным и маскулинным, и, несмотря на его общественный характер, акцент все равно делается на индивид, так как каждый проходит инициацию индивидуально и пережйванрія, накладывающие отпечаток на его индивидуальность, тоже индивидуальны. Избирательный характер этого индивидуального ударенрія составляет заметный контраст с матриархальной группой, где преобладают архетип Великой Матери и соответствующая стадрія развития сознанрія»*. Предшествующий матриархальный период означал не только социальное господство женщин и подчинённое положение мзжчин в обществе. «Тайные общества» мзжчин служат основой для акцентуации Эго, что является предпосылкой к переходу к личности. Женщина с её сексуальной природой представляет собой бессознательное начало, влріянйе которого настолько велико, что от него можно з^еречься лишь укрывшись в «тайном обществе»: «Вот почему ни одна женщина никогда не допускается в мзжские общества. На этом уровне, где мзжчины еще не уверены в себе, женщины объявляются опасными и обольщающими»^.

После йзученрія основных работ, касающихся вознйкновенрія и развития «тайных обществ», мы выделяем три основных подхода: позитивистско-рациональный, мифогенетический, который можно определить и как структуралистский, а также мистико-оккультный. Естественно, что в рамках одной концепции могут взаимодействовать, накладываться друг на друга элементы различных подходов. Попытаемся охарактеризовать каждый из подходов с точки зренрія его сущностных оснований.

Позитивистский подход возникает во второй половине XIX века. Представители данного направленрія, будучи во многом пионерами научного йзученрія «теории заговора», сумели сформулировать ряд ценных положений, относящихся в основном к вопросу об определении границ конспирологии. Например, Ч. У. Гекертон в работе с весьма многообещающим названием «Тайные общества всех веков и всех стран» отмечает одну из проблем йзученрія «теории заговора». Собственно исследование «конспирологического сознанрія» зачастую подменяется теоретическими йзысканріямй, целью которых является классификация самих «тайных обществ». Поэтому можно полностью согласиться со словами автора о том, что «возникновение и действие тайных обществ не странные и необъяснимые явленрія, не временная форма, не скоротечное и неожиданное действие, но вполне ясный и предвиденный результат известных причин»7.

Дальнейшие же рассужденрія автора, к сожалению, по большей части определяются его стремлением к классификации «тайных обществ», которые он делит на религиозные, военные, судебные, учёные, гражданские, политические^. Затем, признавая определённую искусственность своей схемы (несомненно, что тот же орден тамплиеров - довольно сложное и неоднородное социорелигиозное объединение - не может быть объяснен как исключительно военное, религиозное или политическое общество), Гекертон оставляет лишь два крйтеррія деленрія: религию и политику. Целью первых обществ является познание «истинных законов природы», в основе деятельности вторых определена необходимость - «воздвигнуть идеальный храм прогресса, оплодотворить в сердцах прозябающих или порабощённых народов зародыши будущей свободы»^. Аналогичной позиции в изучении генезиса «тайных обществ» придерживается современник Ч. У. Гекертона Г. Шустер: «Насколько возможно судить на основании дошедших до нас, частью весьма скудных, преданий и сведений об этих тайных обществах, они представляли собой или замкнутые кружки людей, возвышавшихся над общим уровнем своими дарованріямй и высокими стремленріямй, или служили во времена невзгод и гонений верным хранилищем высших духовных сокровищ религий и философии, а также политических идей»"7. К подобным обществам, помимо, конечно же, ршлюминатов, розенкрейцеров, масонов, Шустер относит и сицилийских мафиози.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.