Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Теория заговора - Страница 8

Поэтому плодотворным, на наш взгляд, представляется анализ становления консгшрологического дискурса в западноевропейском варианте и исследование аналогичного процесса, но уже в отечественном социокульт5фном пространстве. Одной из главнейших особенностей «теории заговора» на современном этапе является её всё более возрастающее влияние на социальную жизнь, несмотря на то, что политическое пространство в западном социуме в известной степени «прозрачно» для субъекта, находится под пристальным вниманием средств массовой информации, конкурирующих партий.

С другой стороны, сама природа социально-философского познания не только позволяет говорить о конспирологии как таковой, но и о конспирологическом мышлении, обладающим целостными, устойчивыми признаками. Мы считаем необходимым в качестве предварительного момента указать на то, что в генезисе «теории заговора» отчётливо выделяются два основных этапа. Это период сзчцествования различных версий собственно «теорий заговора» и период формирования конспирологического мышления. Если сначала мы наблюдаем количественный рост «теорий заговора», с различными вариантами и модификациями, то на втором этапе «теория заговора», преодолевая рамки содержательной вариативности и социальной маргинальности, становится постоянным и важным фактором общественного бытия. Как раз второй этап, соотносимый с современной эпохой, требует особенно широкого привлечения и использования теоретического материала. Без привлечения и использования материалов данных двух гр5шп полноценное и объёмное исследование «теории заговора» методологически и содержательно невозможно.

Фишман Л. О двух секулярных ересях // Неприкосновенный запас. 2008. № 3. * Соколов М. Синагога и Кремль // Эксперт. 2006. № 3. С. 78.

ГЛАВА 1.

«Заговор» и «тайные общества»: соотношение исторического и методологического аспектов

В начале нашего йсследованрія следует оговорить необходимое разделение между «теорией заговора» и заговором политическим как таковым, являющимся в настоящее время основным объектом научного йсследованрія. Определенрія «теории заговора» достаточно многочисленны, в качестве примера мы можем привести следующую дефиницию политического заговора: «Тайное соглашение (уговор, сговор) нескольких лиц, выступающих индивидуально или в качестве лидеров политических срш о совместных действиях против кого-либо или, реже, чего-либо для достйженрія определённых политических целей. Заговор политический - особая разновидность интриги политической, отличающаяся максимально возможной конспиративностью и негативной, деструктивной, а не созидательной направлен-ностью» К этому определению можно добавить дефиницию заговора, сформулированную современной отечественной исторической наукой. «Любой заговор может быть определён как подготовка и осуществление тайной организацией рши группой лиц акта насйлрія для последующей реализации своей стратегической цели: обеспечение успеха личным рши корпоративным интересам, смеш>і власти, установленрія республики, национального государства или общества социальной справедливости»^. Как мы видим, последнее определение отлрічается от первого лишь наличием вариативного ряда целей заговора, но не какими-либо прршципиалышши расхожденріямй, раскрывающими прріроду заговора. 5

В данных аспектах политический заговор противоположен обычной политической практике с её ограниченной, но вполне реальной открытостью, теоретической и реальной возможностью принятия участия в решении социально-политических проблем относительно широким іфугом лиц. Политический заговор имеет богатую историческую традицию, его элементы прослеживаются уже на самых ранних этапах формирования социальных отношений. На стадии перехода от обш;инного устройства к первым территориальным государственным образованиям заговор становится отражением перманентного конфликта между обпщной и царской властью, стремящейся к гегемонии, урезыванию прав обпщны. Здесь также накладываются всё возрастаюпще проблемы самих царствуюпщх династий. Внутри складываюпщхся династий власть становится источником противоборства, для членов династий, «несправедливо» обойдённых при распределении властных полномочий, заговор выступает в роли наиболее эффективного инструмента восстановления «справедливости». Зачастую два обозначенных фактора дополняют друг друга. Так, например, если мы обратимся к древневосточной истории, судьба древнеизраильского царя Авимелеха выглядит достаточно типичной. Согласно «Книге Судей», Авимелех, будучи незаконнорожденным сыном Гидеона, приходит к власти после жестокого убийства законных сыновей своего отца. После этого при активной поддержке жителей культового города Шехема, Авимелех провозглашается царём. Царствование его длится всего три года и заканчивается переворотом, осуществлённым при участии тех же жителей Шехема в конце первой половины XI века до н. э.^

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.