1949
29 ноября
Иоханнгеоргендштадт, Восточная Германия. Взрыв на шахте.
1956
7 августа Кали. Колумбия.
Взрыв конвоя грузовиков с динамитом.
1958
19 февраля Асансол, Индия.
Взрыв на шахте.
I960 4 марта Гавана, Куба.
Корабль с боеприпасами «Ла Кубрэ».
1962
7 февраля
Фольклинген, Западная Германия. Взрыв на шахте.
1965 28 мая
Дхарбад. Индия.
Взрыв на шахте.
1 июня
Фукуока. Япония.
Взрыв на шахте.
7 июня
Какани, Югославия. Взрыв на шахте.
1969
31 марта
Барротеан, Мексика. Взрыв на шахте.
1972 6 июня
Уонки, Родезия.
Взрыв на шахте.
1975
27 декабря Часнала, Индия.
Взрыв на шахте.
1982
2 ноября
Саланг. Афганистан. Взрыв бензовоза.
1984
25 февраля Кубатао, Бразилия.
Взрыв нефтепровода.
19 ноября Мехико, Мексика.
Взрыв газохранилища.
1989
3 июня
Уфа, СССР. Газопровод и пассажирские поезда.


ВЗРЫВЫ
Взрывы, пожалуй, самые зрелищные и драматические из катастроф, случающихся по вине человека.
Подобно извержению вулкана, они происходят внезапно, сопровождаются страшным шумом и большим количеством жертв.
Люди, попавшие в эпицентр взрыва, умирают быстро, но страшной смертью. Из последствий взрывов самыми распространенными являются пожары. Уцелевшие в катастрофе часто погибают в огне. При взрывах на шахтах избежавшие мгновенной смерти погибают от отравления газами или от удушья, вызванного недостатком кислорода.
Исторически сложилось так, что самые страшные и многочисленные взрывы случаются в шахтах. Работа в них грозит людям наибольшей опасностью.
Разработанные в XX веке методы открытой добычи полезных ископаемых практически безопасны. Но подземные разработки, получившие распространение примерное XVII века, при которых уголь добывается через систему штреков, проделанных в породе, были крайне опасны.
Преждевременная потеря здоровья, легкие, черные от угольной пыли, и ухудшение зрения - это еще не все. Тяжелые условия труда, отсутствие систем безопасности, низкая зарплата ожесточали сердца шахтеров и служили поводом к многочисленным забастовкам.
С начала подземных разработок постоянная угроза взрыва на них стала кошмаром для шахтеров и их семейств.
Уголь обычно добывали двумя способами. Первый - довольно трудоемкий и медленный, при котором уголь откалывают пластами от стен шахты и транспортируют на поверхность. Второй способ - более опасный, но широко распространенный - заключался в том, чтобы сверлить дыры в породе, вставлять н отверстия взрывчатку и взрывом откалывать уголь большими глыбами. Весь фокус состоит в том, чтобы взорвать уголь, а не шахту. Нарушение этого хрупкого равновесия привело не к одной трагедии.
Ошибки людей играют главную роль во взрывах как на шахтах, так и в других местах.
Взрывы, как правило, сопровождаются присутствием ядовитых и горючих газов.
Несмотря на то, что необходимость постоянной вентиляции шахт была всем очевидна, она не всегда обеспечивалась. В старину под землей топили печи, чтобы усилить циркуляцию воздуха, но рискованность подобного способа была очевидна.
Позднее с подобной целью стали использовать ручные и электрические вентиляторы. Но даже современные методы вентиляции не в состоянии рассеять скопления удушливых и огнеопасных газов, на слэнге шахтеров именуемых дампом.