Существуют различные виды дампа, и все они небезопасны. Слово «дамп* происходит от немецкого «дампф*, что означает «пар* - «туман*. Дамп, как правило, образуется при добыче угля и является побочным продуктом выработки полезных ископаемых. Существуют разные его виды.
Огненный дамп состоит из метана и других огнеопасных газов, часто смешанных с воздухом.
Взрывоопасные смеси огненного дампа обычно содержат от 10 до 14 процентов метана. -
Остаточный дамп представляет собой смесь газов, остающихся после взрыва огненного дампа. В основном он состоит из двуокиси углерода и нитрогена.
Удушливым дампом обычно называют любую смесь газов с малым содержанием кислорода, вызывающую удушье.
Пожалуй, именно эти смеси становятся главной причиной многочисленных жертв при взрывах в шахтах. Избыток взрывоопасной пыли, небрежное использование огня либо случайно оброненная шахтерская лампа могут воспламенить скопление огненного дампа.
Взрыв губителен не только своей силой, но и тем, что заваливает шахту породой. Газы и угольная пыль вызывают одновременно со взрывом обширные пожары. Это становится причиной накопления остаточного дампа, переходящего в удушливый. Вторичные дампы поглощают содержащийся в воздухе кислород и становятся причиной гибели горняков, сумевших пережить взрыв и пожар.
Неизбежное присутствие дампов в шахтах всегда являлось напастью работников горнорудной промышленности, и в течение веков разрабатывались различные методы определения их наличия. Содержание канареек в глубине рудников было одним из первых способов определения их наличия. У птиц, как правило, низкая переносимость ядовитых газов, и их смерть предупреждала шахтеров об опасности.
Лампа Дэви была одним из первых детекторов ядовитых газов, не требующим уничтожения птиц. Цвет и высота пламени в лампе показывали наличие в воздухе огненного дампа. Если пламя гасло,

Иго был верный признак накопления удушливого дампа. На современных шахтах для определения накопления огненного дампа применяются цветометрические детекторы и метанометры.
Но любое наличие самого совершенного детекторного оборудования не в состоянии предотвратить последствия человеческих ошибок. Даже беглый обзор взрывов на шахтах или вне их указывает на ошибки, просчеты и беспечность как на главные причины катастроф.
Избыток взрывоопасной пыли, небрежность в обращении со спичкой или лампой, хранение старых боеприпасов на корабле, стоящем на приколе в оживленном порту, решение школьного совета использовать для отопления школы дешевый, но весьма опасный газ из отходов производства, перегрузка парохода или неправильное прочтение сигналов лоцманом корабля - все это ошибки людей, приведшие к катастрофам. По каким бы причинам ни возник взрыв, эффект его воздействия всегда катастрофичный, а героизм людей, так или иначе оказавшихся рядом, потрясающих!. Большое количество жертв - главный критерий, по которому отбирался материал для данного раздела.
СШЛ
Теннесси, Мемфис, 27 апреля 1865 г.
Одна из самых страшных трагедий в американской истории - взрыв парового котла парохода «Султана» — произошла из-за перегрузки корабля, человеческой непредусмотрительности и перегрева котла. По официальным данным, погиб-

Ло 1547 человек, но многие историки считают цифру заниженной. Кроме того, сотни людей были ранены.
• • • -
В апреле 1865 года в Америке произошло много исторических и трагических событий. 14 апреля в результате покушения был убит президент Авраам Линкольн; 26 апреля капитуляцией армии Конфедерации закончилась Гражданская война.
На фоне этих событий взрыв парохода «Султана» на реке Миссисипи к северу от Мемфиса прошел почти незамеченным, хотя и унес жизни сотен людей.