Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Традиционное мировоззрение тюрков - Страница 1


Традиционное



Мировоззрение



ТЮРКОВ



Южной Сибири



Пространство и время Вещный мир



АКАДЕМИЯ НАУК СССР СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ФИЛОЛОГИИ и ФИЛОСОФИИ



ТРАДИЦИОННОЕ



МИРОВОЗЗРЕНИЕ



ТЮРКОВ



ЮЖНОЙ СИВИРИ



Пространство и время Вещный мир



Ответственный редактор кандидат исторических наук И. Н. Гемуев



НОВОСИБИРСК «Н А У К А»



СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ



1988  «АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ UEF



ББК 63.5(2) Т 65



Авторы



Э. Л. Львова, И. В. Октябрьская, А. М. Сагалаев, М. С. Усманова



Рецензенты



Член-корреспондент АН СССР В. И. Молодин кандидат исторических наук Н. К. Тимофеева



Утверждено к печати



Институтом истории, филологии и философии СО АН СССР



Традиционное мировоззрение тюрков Южной Т 65 Сибири. Пространство и время. Вещный мир /Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние^ 1988.—225 с.



ISBN 5-02-028994-9.



На обширном этнографическом и лингвистическом материале в монографии реконструируется тюркская модель мира в ее пространственно-временном и веш;ном аспектах. Выявлен ряд космологических классификаторов, с помощью которых описывалось устройство Вселенной. Особое внимание уделено вещному миру, опосредовавшему отношения общества и природы. Раскрывается единство утилитарной и символической функций вещей. На материалах культуры народов Сибири подобное исследование предпринято впервые.



Книга предназначена этнографам, тюркологам, историкам, археологам.



ББК 63.5(2)



Издательство «Наука», 1988



ВВЕДЕНИЕ



ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В СВЕТЕ ЭТНОГРАФИИ



Совокупность обычаев одного народа всегда отмечена каким-то стилем, они образуют системы. Я убежден, что число этих систем не является неограниченным и что человеческие общества... никогда не творят в абсолютном смысле, а довольствуются тем, что выбирают определенные сочетания в некоем наборе идей, который можно воссоздать.



К. Леви-Строс



Справедливость слов, сказанных выдающимся антропологом три десятилетия тому назад, ныне очевидна. Исследования, предпринятые на материалах различных культур — как древних, так и современных,— подтвердили наличие некоего общего фонда идей и представлений, с разной степенью полноты реализуемого в конкретных культурах. На смену эпохе накопления и систематизации фактов приходит время целостного подхода к предмету исследования, важное место в котором отводится выявлению отношений и связей между разрозненными на первый взгляд фактами культуры Закономерным результатом развития нового направления в гуманитарных исследованиях являются попытки «реконструкции духовного универсума людей иных эпох и культур»^.



Предлагаемая вниманию читателя книга состоит из ряда очерков и не претендует на исчерпывающую полноту и охват всех известных материалов. Авторы ставили иную задачу: наметить контуры той системы взглядов на мир, которая в течение многих столетий доминировала в обществе южносибирских тюрков.



В старом полевом дневнике среди обычных и на первый взгляд малозначащих записей встречаются строки, к которым возвращаешься вновь и вновь. Их притягательность не в сведениях о редком обряде и не в детальном описании реального события. Речь в них порой идет о заурядных вещах. Иногда такие сведения на месте записываешь лишь для того^ чтобы не погасить в собеседнике интерес к разго-пору. А позже одна лишь фраза заставляет вернуться к ситуации в целом и переосмыслить ее...



...В августе 1978 г. наш небольшой этнографический отряд работал в Улагаиском районе Горно-Алтайской автономной области. Улагапское нагорье — одно из красивейших мест Горного Алтая, и сам ландшафт здесь, кажется, насьщен историей и мифологией. В горных долинах древние изваяния соседствуют с наскальными рисунками и археологическими памятниками древних тюрков. Здесь родина замечательного сказителя Алексея Григорьевича Калкина, и тут, в стороне от Чуйского тракта, еще сохраняется многое из самобытной культуры алтайского народа. Всего лишь в 3 км от с. Балыктуюль — конечного пункта нашей экспедиции — находятся всемирно известные Пазырыкские курганы, кладбище древних вождей.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.