Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Традиционное мировоззрение тюрков - Страница 2

Мы жили в доме Андрея Павловича Тадышева, человека неразговорчивого и подчас резкого в суждениях и оценках, но доброжелательного и удивительно проницательного. В то утро, когда намечался наш отъезд, машина из райцентра не пришла. Туман закрыл перевалы, спустился в долину. Вместе с хозяином мы сидели у очага в полутемном аиле *. Как водится в таких случаях, разговор шел о погоде, о дорогах,; о вертолетах, которые забрасывают па дальние стоянки совхозных чабанов. Слушали рассказы о раскопках легендарных курганов, ставших предметом гордости для местных жителей. Фольклористы, возможно, запишут здесь предание о том, что С. И. Руденко, раскопав последний курган, оставил на его дне «золотую табуретку»: брать ее было «нельзя».

Андрей Павлович прекрасно говорит по-русски. И в тот, последний раз, он неожиданно разговорился, ощущая, вероятно, что интересен нам не только как много знающий собеседник, но как личность. Надо сказать, что прямая речь информаторов в дословной записи, тем более если беседа ведется не на их родном языке, не отличается точностью грамматических построений и изысканными оборотами. Это естественно и понятно каждому, кто хотя бы раз видел свою речь зафиксированной на бумаге. Если же беседа ведется через переводчика, то взаимный интерес пробивается сквозь обоюдное непонимание и возникает то, что Н. А. Заболоцкий образно назвал «игрой на гранях языка». И все же разговор без посредника всегда носит более доверительный характер.

Аил — срубная шести-, восьмиугольная юрта.

В конце беседы, уже поднявшись с места^ Андрей Павлович сказал: «Вот так живу. Действительность со всех сторон проходит через мой аил». В сказанном не было позы, нарочитой «красивости» или желания понравиться собеседнику. Человек размышлял о жизни: как о своей, маленькой, так и о большой, начинающейся там, за перевалом, об их ело-ншой соотнесенности.

Встречи с такими людьми не часты, по приносят большое удовольствие и заставляют еще раз задуматься об истоках традиционной культуры и ее проявлениях в сегодняшней жизни. На перевалах и горных вершинах и сегодня стоят лиственницы, увешанные разноцветными лентами — ялама. У целебных источников — аржансв еще время от времени произносятся слова древнего обращения к родным горам и рекам, давно переставшие быть молитвой. Где-то в далеком урочище на дереве висит бубен шамана, умершего после войны. В степях и горах Саяно-Алтая этнографа не оставляет ощущение, что время здесь течет двумя параллельными, еще не смешавшимися потоками. Культурное наследие иной эпохи живет в уважении к мудрому и проницательному слову, в обостренном чувстве родной природы. Совсем рядом, но неброско и малозаметно для стороннего наблюдателя творится иная жизнь, в которой любое явление мира, мысль, слово и жест все еще обладают очарованием изначальной сопричастности человека и природы. Бесспорно, время берет свое. Тем показательнее сохранение и воспроизводство в культуре этноса целого ряда элементов традиционной духовной культуры. Понять их роль в развитии народной культуры мы сможем только в том случае, если выявим закономерности, сообразно которым функционировало традиционное мировоззрение общества.

Под мировоззрением мы понимаем «духовное освоение мироздания... с точки зрения взаимоотношения таких основных частей мироздания, как природа и человек»^. И притом это система взглядов, а не разрозненные представления, убеждения. В современной литературе почти не исследован вопрос об исторических типах мировоззрения, которые, конечно же, не могли быть одинаковыми в разные эпохи и у разных народов. И еще: в каждом конкретном случае речь должна идти о качественном своеобразии мировоззрения той или иной эпохи или этноса на разных этапах его исторического развития. Увы, подчас ни источники, ни общий уровень методологических разработок не позволяют решить эту проблему с желаемой степенью точности и достоверности. Не удивительно, что нет и общепринятого поиима-

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.