Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Традиционное мировоззрение тюрков - Страница 7

*

Несколько слов о задачах и источниках настояидего исследования. В идеале результатом исследования должен стать ответ на вопрос, каким представляли себе мир предки южно-сибирских народов, где место человека в этолі мире. Однако нынешнее состояние изученности проблемы, изоби-луюш;ей лакунами и темными местами, не позволяет дать исчерпываюш, ий ответ на такие вопросы. Сначала необходимо реконструировать основные элементы тюркской модели мира, выявить связи между составляющими этой модели. Представляется целесообразным начать с описания пространственно-временных представлений, образующих каркас модели мира. Описание тюркской модели мира в терминах двоичных противопоставлений ведет, естественно, к некоторому насилию над материалом: в нашем изложении картина мира предстает более структурированной и организованной, нежели это имело место в действительности. Однако формализация неизбежна при любом методе исследования

Учитывая, что мировоззрение имеет два главных аспекта — направленный вовне (представления о мире) и направленный внутрь (представление о человеке), авторы сочли целесообразным в первой книге рассмотреть выеположенный человеку мир. Помимо пространственно-временных представлений, конструирующих образ Вселенной, речь пойдет о вещном мире, опосредующем отношение человека к природе.

Спецріфйчность предмета исследования обусловила круг источников. В истории южно-сибирских тюрков был лишь один период — древнетюркская эпоха,— когда общество обладало искусством письма. Памятники рўнйческой письменности — важнейший источник для решпструкции мифологии не только древних тюрков но и мировоззрения позднейших обитателей Южной Сибири. С падением тюркских государственных образований культура вновь становится устной. Поэтому фольклор оказывается основным — а подчас и единственным — источником, рисующим тюркское видение мира. Южная Сибирь является ареалом развитых эпических жанров: общий объем эпических сказаний, записанных у хакасов, алтайцев и тувинцев, превышает, вероятно, полмиллиона стихотворных строк. К ним следует добавить тексты шаманских призываний, исторические легенды и предания, благопож:елания и проклятия, загадки и пословицы — словом, все фольклорные тексты. Разумеется, авторы не имели возможности — и не видели необходимости — в обращении ко всему корпусу текстов, а использовали те фольклорные произведения, в которых максимально полно отражена картина мира

Устный характер традиционной тюркской культуры обусловил повышенное внимание к слову как инструменту познания мира. Один из ведущих принципов архаичного сознания — номинализм: существует лишь то, что названо При анализе тюркской модели мира авторы в меру своих возможностей использовали материалы языков коренного населения Южной Сибири. Эти материалы в полной мере подтверждают положение В. Н. Топорова о том, что одна из основных функций языка —«о с в о е н и е... мира и усвоение его себе, т. е. тот процесс, который в самом языке передается разными* средствами, в совокупности составляющими категорию притяжательности. Освоение-усвоение мира языком происходит таким образом, что в конечном счете миром считается то и только то, что освоено-усвоено себе языком; мира вне языка и вне конкретного семантического,,картирования“ не существует для того, кто пользуется данным языком, или, точнее говоря, такой,,внеязыко-вый“ мир не осознаваем, невидим и, во всяком случае, нерелевантен...

Вещественные источники также весьма разнообразны. Это материалы археологических исследований в регионе, произведения искусства, орудия труда, жилища, т. е. все виды овеществленного мировоззрения, своеобразные тексты (в семиотическом понимании этого термина). В меру необходимости они привлекались на всех этапах исследования. Дело в том, что «в традиционных обществах все,,этнографиче-

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.