Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Традиционное мировоззрение тюрков - Страница 8

Ские” аспекты жйзни — как ритуал, так и повседневный обиход, этикет и быт!’, системы родства, вещи и технология — в высокой степени с^иотичны и в этом смысле не отличаются от,,символичност(и” такой системы, как фольклор»‘‘^'^. Любая вещь несет информацию о мировоззрении ее создателей, тем более в культуре, не обремененной большим набором вещей. Особенно это относится к предметам бытового обихода, особый статус которых в мифологическом контексте ныне почти не осознается их создателями и с трудом «прочитывается» исследователем.

Повседневный обиход, традиционный быт и этикет также являются текстами, несущими информацию о мировоззрении. Расположение людей в юрте, правила обращения к разным категориям родственников и свойственников, встреча гостя и многое другое в сфере быта санкционировано в конечном итоге миропониманием людей. В еще большей степени это относится к ритуальному поведению, в котором непосредственно объективируются мировоззренческие установкрі, выражаясь в словесной и действенной формах. Для реконструкции ритуальной деятельности, наряду со всеми упомянутыми источниками, авторы использовали и собственные материалы полевых этнографических исследований (1972— 1985 гг.).

Принципы интерпретации источникового материала и методика, примененная авторами в настоящей работе, являются достоянием сегодняшнего дня науки. Результативность их подтверждена многими этнографическими, лингвистическими и историко-культурными построениями. Вместе с тем авторский коллектив ясно осознает, что предпринятая им попытка реконструкции традиционного мировоззрения сибирских тюрков не исчерпала ни источника, ни заданного сюжета и может рассматриваться лишь как один из возможных вариантов подобных реконструкций, как один из способов понимания народной культуры, вовсе не исключающий иные подходы и обобщения.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

Она горит на всю округу,

Как скотоводом вбитый кол,

И водит медленно по кругу Созвездий пестрый ореол.

Идут небесные Бараны,

Шагают Кони и Быки,

Пылают звездные Колчаны,

Блестят астральные Клинки.

Там тот же бой, и стужа та же. Там тот же общий интерес.

Земля — лишь клок небес и даже. Быть может, лучший клок небес.

Н, А, Заболоцкий

Сопричастность земного бытия небесным, космическим сферам — одна из ведущих тем мифопоэтического сознания. К сожалению, эти темы перелагаются на язык современного мышления лишь в самых общих чертах. При этом неизбеяшо теряются оттенки, нюансы. Мифологическая мысль подчас переводима лишь на язык поэзии — в силу глубинного родства обоих явлений. Поэтому Н. А. Заболоцкому и удалось в нескольких строках передать суть средневековых монгольских представлений о мироздании и звездном небе, в центре которого находится «Золотой кол» — Полярная звезда.

В традиционных культурах народов Южной Сибири реальные и мифопоэтические представления о мироздании были связаны неразрывно. Архаичное общество осознает, что «за пределами простого индивидуального опыта существуют космические события, наделяющие некоторые области пространства особым значением. Области, лежащие вне пределов непосредственного опыта, скажем, небеса или подземный мир, легко дают повод к развитию спекулятивного мышления»^. В мифологии тюрков Южной Сибири оба мира, «небесный» и «подземный»,— копии с одной матрицы — «среднего» мира. В них реальный мир дважды повторяет себя, в первом случае абсолютизируя положительное, а во втором — отрицательное начала, уравновешивающие друг друга в общей картине мира. Моделирование «иного» пространства не может осуществляться иначе, и если архаичная мысль выходит за пределы опыта^

То «лишь потому, ^то стремится объяснить, унифицировать, упорядочить 0ПЫТ»^Ц

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.