Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Трансформация НАТО на современном этапе - Страница 3

ФРГ  - Федеративная Республика Германия

ЦВЕ  - Центральная и Восточная Европа

ESDI  - European Security and Defence Identity (Европейская

Идентичность в области безопасности и обороны)

В настоящее время организации, составляющие костяк системы безопасности на европейском континенте, переживают своего рода кризис идентичности. Сегодня, когда многие проблемы решаются путём создания коалиций, построенных по принцип>^ ad hoc, или в рамках нетрадиционных многосторонних форматов, сложившиеся ранее институты безопасности находятся, можно сказать, в переходном состоянии, пытаясь найти своё место в системе международных отношений в условиях нарастания нетрадиционных вызовов и некоторой ’’ренационализации” политики безопасности (что характерно прежде всего для подходов США).

Кризис идештгчности затронул и ведущ>то западную организацию в области безопасности — Североатлантический союз, который был в период ’’холодной войны” статичным оборонительным альянсом, выполнявшим приоритетную задачу силового сдерживания главной военной угрозы, исходившей от СССР. Пытаясь соответствовать происходящим в мире изменениям, Организация начала процесс собственного реформирования. При этом НАТО по-прежнему остаётся ведущей структурой Запада в области безопасности, обеспеченной мощной материально-технической и ресурсной базой, поэтому вопрос о том, в каком направлении пойдет дальнейшая трансформация альянса, вызывает обоснованный интерес.

Вьпсоду альянса из кризисного состояния после роспуска ОВД и распада СССР способствовала реализация программы ’’Партнёрство ради мира” (ПРМ), предложенной в январе 1994 г., которую объявили крупномасштабной инициативой по укреплению стабильности и безопасности в Европе. Присоединиться к этой программе было предложено всем государствам, входящим в Совет североатлантического сотрудничества (в 1997 г. преобразован в Совет евроатлантического партнёрства, СЕАП), а также другим государствам - участникам СБСЕ (позднее - ОБСЕ). Формулой выживания Североатлантического союза стал также начатый в тот период процесс расширения НАТО на Восток.

Теракты 11 сентября 2001 г. в США стали отправной точкой нового этапа трансформации блока, который, по мнению многих

Западных аналитиков, после событий в Нью-Йорке и Вашингтоне переживает очередной острый кризис. Маргинализация роли НАТО на фоне начатой американцами глобальной войны с терроризмом и неучастие альянса в кампании США против талибов в Афганистане в 2001 г. поставили Североатлантический союз перед необходимостью адаптироваться к новым вызовам безопасности.

В целом к основным направлениям трансформации НАТО в среднесрочной перспективе относятся:

-  адаптация сил и средств стран-членов к новым угрозам безопасности, прежде всего терроризму и распространению и применению всех видов ОМУ;

-  создание адекватного оперативного потенциала и приведение структуры органов управления ОВС НАТО в соответствие с современными и будущими оперативными требованиями;

-  увеличение числа членов блока на основе реализации Плана действий по подготовке к членству в НАТО;

-развитие отношений с Россией в рамках Совета Россия-НАТО (СРН);

-  расширение сотрудничества НАТО со странами-партнё-рами в рамках СЕАП и с государствами, участвующими в "Средиземноморском диалоге", а также придание большей гибкости ПРМ как важному инструменту политики, в том числе на постсоветском пространстве;

-укрепление стратегического партнёрства и развитие более тесного сотрудничества НАТО и ЕС по противодействию новым угрозам безопасности [1].

По мнению некоторых западных аналитиков, до настоящего времени единая целостная программа или концепция трансформации НАТО отсутствовали. Сложились лишь три наиболее крупные "повестки", каждая из которых принималась в разное время и под воздействием различных факторов, но которые теперь становятся взаимосвязанными. К ним относятся (1) "пражская повестка", инициированная на Пражском саммите НАТО в ноябре 2002 г. в ответ на "уроки Косова и террористические акты, совершенные 11 сентября 2001 г", в которой главное внимание уделяется изменениям в военном потенциале блока, его миссиях и командной структуре; (2) "норфолкская повестка", предложенная генсеком Я. де X. Схеффером на совещании Командования по трансформации ОВС НАТО в апреле 2004 г. в ответ на "уроки Афганистана", где делается акцент на изменениях военного планирования, формирования сил и механизмов общего финансирования; (3) "мюнхенская повестка", сформировавшаяся в ответ на "уроки иракского кризиса" после выступления бывшего канцлера ФРГ Г. Шрёдера на традиционной Мюнхенской конференции по вопросам безопасности в феврале 2005 г, в котором он поставил вопрос о значении трансатлантических стратегических консультаций и процессе принятия решений в рамках альянса [2].

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.