Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Вахтанг Челидзе - Страница 10

Царь бодрствовал и днем и ночью, не зная сна и покоя. Невероятным терпением и старанием умножал он войско, обучал воинов, давши вы личный пример отваги и выносливости, смелых и прилежных он поощрял похвалой и наградой, труса и лентяя позорил, облачал в женское платье и выставлял на посмешище.

«...Трусов он облачал в женские одежды и укорял и посрамлял»...

Это слова летогшсца, в мы должны понимать их в прямом смысле — очевидно, это была крабняя мера: трусливых и малодушных царь велел в женском платье проводить перед строем...

К каким только мерам не приходилось ему прибегать, к каким уловкаыі

Не будем забывать, что речь идет о шестнадцатилетнем юноше, ко торого судьба поставила перед тяжким испытанием.

Разумеется, оружия, доспехов и коней, добытых в мелких стычках с врагом не могло хватить для будущих больших битв, необходимы были дополнительные усилия — приобрести боевое снаряжение и коней, скажем, у дружественно настроенных народов Северного Кавказа, может, даже и у сельджукских племен, расположившихся за пределами Грузин, но с которыми не сегодня-завтра неизбежно пришлось бы воевать грузинскому царю. Необходимо было срочно собрать оружейников, кузнецов, мастеров, которыми издавна славилась Грузия (достаточно вспомнить слова из древнейшего сказания об Амирани: «Кузнецы, чеканщики»...). Только во время «великой туретчины» {«дндн тур-коба»), когда враг растоптал почти всю страну, разумеется, и мастера были рассеяны, и теперь необходимо было их собрать, приободрить, срочно открыть новые кузницы и мастерские. Этих сведений мы не еа-.ходим в исторических источниках — но мы сами можем предположить, что именно так оно и было. Ниже мы более подробно познакомимся с деятельностью Давида и убедимся в правильности подобного предположения.

Летописец не дает нам конкретной картины и того, как разбросанные по разным уголкам Грузни люди постепенно, «помаленьку собирались» и как «возвращались н обосновывались в селах...» Этот сложный процесс хронист передает нам в общих чертах, н мы должны призвать па помощь свое воображение, чтобы оживить эту картину.

Представим ее себе таким образом;

По узкой горной дороге спускаются тряские арбы; их целый караван, может, и не такой большой караван, но для этой дороги и окрестностей все же необычный. Можно заметить тут и иное необычное обстоятельство, когда на крутой н извилистой дороге увидите эту аробную вереницу. Обычно каждую арбу сопровождает один аробщик — он или сидит на облучке, напевая, или, когда арба тяжело нагружена, он одет либо впереди, либо подгоняет быков сзади, часто на них покрикивая, взмахивая прутом, то гневаясь, то ласково подбадривая...

А сейчас необычно именно то, что за каждой арбой идет не один аробщик, а целая толпа, причем все люди разного возраста, старики, .аети, юноши...

На отдельных арбах вы можете заметить я колыбели. Стариков я малых детей сажают на арбу, а те, кто в состоянии, идут пешком„. идут группами, за одними арбами больше, за другими меньше; пропитанный ароматом полевых цветов воздух с резким свистом рассекается скрипом оглобель. Быстро спускаются арбы по дороге, размягченной

Весенним дождем, и уносят с собой слившиеся в один общий звук шум и голоса, которые не успевают распространиться по узкому ущелью — этот звук — словно ветер внезапно налетевший, который пронесется, взвихрит все вокруг и исчезает. Этот шум приглушает мягкий гул деревянных колес н голоса людей, которые следуют за повозками, погруженные в свои мысли, лишь изредка переговариваясь друг с другом.

Мы наблюдаем эту картину издали н поэтому не слышим рокот горной речки, который доносится с ущелья, ласкает слух тех людей, с-чивается с их мыслями... Мы сказали «сливается», но правильнее было бы сказать, что их мысли направляются живым бормотанием текущей по ущелью реки — то неясным и неспешным, но напряженным и тревожным, а то и гневным, подобно мыслям этих людей — быстрым и стремительно меняющимся.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.