Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Вахтанг Челидзе - Страница 6

Помирной амбицией и дерзостью. Мы видели, как начинают они суетиться н злорадствовать, заметив какую-нибудь слабость паря, или обнаружив, что у него трудЕЮсти, пусть даже этее трудности связаны с общими невзгодами отечества — это их не волнует! Не волнуют івх и испытания, выпавшие на долю страны и народа, зачастую они не гну. шаются сговора и союза даже с врагами родины. Мы хорошо помним, как Липарит Багвашн віашел общий язык с вйзантіЕЙскнм двором. Помним и то, как легко заключали союзы знатные князья с арабскЕЕ-ми эмирами...

Такие союзы они заключают и с тЕоркамн-сельджуками, ни с чем не считаясь, ничем не гнушаясь, ничем не брезгуя...

Если все это учесть, уже нетрудно представить, как распоясались феодалы, увидев на престоле шестиадиатилетиего юношу. Онів и так распустились, благодаря слабохарактерности царя Георгия II, а также нз-за неоправданных уступок, на которые он шел, и, пріівыкнув к (безнаказанности, разумеется, замахивались на большее... .Мы помним, до чего довели феодалы деда нынешнего царя — Баграта IV.

Теперь было еще труднее бороться против зарвавшихся князей. Труднее не только потому, что сын Баграта IV Георгий распустил и и. збаловал их, но еще и потому, что у них внутри страны появился сильный и ВЛЕЕЯТеЛЬНЫЙ союзник ЕЕ воевать с этим союзником было много сложнее, чем, скажем, в свое время Баграту преодолеть влияние Ви-зантиЕв, когда византийский император стал на сторону ЛЕВпарита, восставшего против грузинского царя.

Так кто же был этот сильныее ее влиятельный союзник, которого феодалы приобрели Езнутри страны? Союзником настроенных протвЕв ХЕОлодого царя феодалов оказалась церковь. Церковь стала опорой и прввбежишем недовольной полнтеекой царя знати. Однако это было не безобидное и нейтральное прЕвбежнще, а центр и плацдарм всевозможного сопротивления царю.

То зло, которое енЕе во времена Баграта IV разоблачЕЕЛ и осудил ГеоргиЕЙ. МтацмиЕЕделн, ныне, через 100—120 лет, еше глубже пустило корни и распространилось, стало почти что узаконенным. Высокие духовные ЧЕЕны II церковные должностее продавались. Знание, образование, талант, личные достоинства и заслуги были не в чести ее уступали место родству и свойству, наследственным правам, взяткам и всевозможным беззакониям. Епископы и прочие лица из высшего духовенства обычно прЕЕнадлежали к родовитой знати, и эти посты они при-сваЕЕвалЕЕ по праву наследования.

В таких условиях, естественно, путь к высоким духовЕЕым постам открывался часто людям недостойным, а достойные оставались в стороне... Выходцы из знатных семейств погшержЕЕвали своих близкЕВх и будучи сами недостойными, сейчас выступали как союзники феодалов, протЕЕвившихся объеднибнию и укреплению страны, что в данном случае было раВНОСЕЕЛЬНО ПрОТИВОДеЙСТЕВЕЕЮ прогрессу.

Чем больше проходило времени, тем больше становилось лиц, не

Соответствующих своим должностям, и самым плачевным было то, что сему не видно было конца и никто не знал, как долго все это продлится.

Было бы ошибкой думать, что отрицательная сила всего этого зла ограничивалась лишь тем. что вышедшие из знатных родов духовные лица поддерживали крупных феодалов и мешали царю в осуществле-НЙІІ политики централизации. Если бы этим все ограничивалось, уже одно это было бы большим несчастьем, гак как в тех условиях, когда внешний враг разграбил всю страну, истребил население, уничтожил и разорил развитое хозяйство, отступничество отдельных мтаваров и эриста-вов представляло огромную опасность для будущности н судьбы народа.

Но у этого явления была и другая сторона — еще более опасная и пагубная. Поскольку церковь выступала блюстителем нравственности и идеологии, царившее в ней зло проникало именно в сферу морали, принижало и топтало человеческое достоинство, распространяло бациллы цинизма и неразборчивости, становилось дурным примером для молодого поколения... Поэтому все вышеописанное было антинациональным явленпем... «Господство врага и нравственно разлагало Грузинское царство», — отмечает писатель и общественный деятель прошлого века Н. Урбнелн, имея в виду именно этот период.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.