Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Вахтанг Челидзе - Страница 8

Ним.

Историк Давида вообще бывает скуп на похвалу: когда речь заходит о других липах, он скорее склонен к отрицательным характеристикам. и можно сказать, единственным исключением в этом смысле является Георгий Чкондидели. Смотрите, как хронист характеризует его:

' Мцигнобартухуиес — глава царский кэнцелярнн, высшая придворная должность.

«Человек, преисполненный всевозможных добродетелей, душевных и плотских, исполненный мудрости и разума... советник благодатный и предусмотрительный»...

Истинный государственный деятель — мудрый, благоразумный, бдительный, исполненный всевозможных добродетелей!..

Большое счастье, когда у правителя страны есть такой советник и соратник. Большое счастье, когда правитель приобретает такого мудрого и преданного везира.

Благодаря подробности, с которой охарактеризован первый везир царя, мы легко можем вообразить себе беседу юного царя с молодым «наставником», вместе с ним «взращенным».

Вот они вышли из дворца и направились к горе, возвышающейся на западе. Это любимое место прогулок царевича и его друга и наставника; здесь они с благоговением обходят вокруг величественного храма, возведенного прапрадедом Давида, как символ единства и мощи Грузии. Уже в который раз с молчаливым восторгом окидывают они взглядом стены этого грандиозного сооружения, окна, узкими полосами разрезающие высокие стены, массивные колонны, увенчанные резным орнаментом, выполненным с удивительным мастерством, старанием и любовью, купол, глубоко врезающийся в синее небо... Они молча взирают на эту красоту, и кажется, будто в груди у этих двух юношей бьется одно сердце, они безмолвно, про себя повторяют слова клятвы, — что все свои знания, силы без остатка отдадут делу освобождения и возрождения родины.

Выйдя за высокую ограду и остановившись прнбли. зительно на том месте, откуда мы смотрели на храм, прилепившийся к склону горы, вздымающейся на северо-востоке, они начинают... Нет, не начинают, а продолжают начатую еще задолго до этого беседу о судьбах родины, о ее прошлом и настоящем, о неведомом ее будущем...

На сей раз эта беседа более конкретна и деловита, более целеустремленна и практична.

Когда они стоят возле этого великолепного храма, так и кажется, будто слышат из глубины времен совет и напутствие великого пращура... Уже изрядно темнеет, и висящая высоко в небе луна бледііо освещает подножье горы, где мы видели второй замечательный храм. А сейчас юный царь и его друг глядят на тропу, залитую лунным светом...

Кто знает, может, именно в тот вечер и представились Давиду очертания будущего храма, который он через несколько лет возведет на этом же самом месте.„

Луна освещает и другой склон горы, и хотя его отсюда не видно — царь и его спутник мысленным взором окидывают еще один храм, в котором покоятся павшие за родину герои — тезка царя Давид и брат его Константин (монастырь Монамета расположен совсем близко отсюда); как будто голоса и этих далеких предков они слышат, слышат как призыв к непримиримой борьбе и самопожертвованию...

Рассказ летописца-исторнка Давида дает нам основания предполагать, что царь изначально имел при своем дворе н других мудрых соратников, II что еще более примечательно, он и впоследствии собирал вокруг себя людей, «преисполненных благоразумия и мудрости». Это особо следует подчеркнуть. Оценивая деятельность правителя, на это обстоятельство надо обратить серьезное внимание, ибо судьба страны II вся деятельность царя в значительной степени зависят от того, каких везиров и приближенных он себе изберет.

Ответ, который противопоставили тем сложным н трудным вопросам молодой царь и его проницательные сподвижники, оказался простым и ясным — хотя очень трудно исполнимым, и этот ответ они нашли в истопии своего же народа.

Надо было бороться — бесстрашно, непримиримо, непрестанно бороться. не сходя с позиций высоких и принципиальных. Нужна была борьба не односторонняя, не на одном фронте, а тотальная, идущая на всех фронтах, по всем направлениям. Борьба за изгнание пришельцев с родной земли, за обуздание сепаратнстскп настроенных князей, за очищение церкви п подчинение этой крупной и влиятельной организации интересам государства, борьба за восстановление разрушенного хо-зяііства н поднятие его на более высокую ступень развития, борьба за нравственную чистоту, .за установление всеобшсго порядка...

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.