Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Византийская прелесть - Страница 13

Восстание в Боснии и Герцеговине и зверства турок по отношению к христианскому населению вызвали волну негодования в России. Общество требовало у правительства объявить туркам войну. И Александр II, не желая войны как по политическим соображениям, так и по личному к ней отвращению, вынужден был подчиниться общему желанию и объявить туркам войну в апреле 1877 г.

Возникает вопрос, не были ль зверства турок спровоцированы иезуитами, чтобы опять втянуть Россию в гибельную восточную войну? Думается, не могли они в стороне стоять, ведь на патриотических струнах так легко и удобно играть, в данном случае через патрио-тов-мусульман. А мусульманский фанатизм страшен, это всем известно. Иезуиты же стояли у истоков интриги с константинопольским престолом, а нить интриги, как известно, они умели держать в своих руках, не роняя, на протяжении многих столетий. В войну была втянута одна лишь Россия (против воли ее государя, но по воле народа или тех, кто делает общественное мнение), европейские державы объявили о своем нейтралитете, а Ватикан послал благословение... туркам и всюду интриговал против России. Речь Гладстона, по-видимому, папу не тронула, так же как и вопли и слезы православных на Балканском полуострове. Неизвестный публицист с инициалами И. К. писал в 1877 г., ссылаясь на римского корреспондента «Народовой газеты»: «Нейтралитет в этом случае естъ преступление против человечества и христианства, тем более тяжкое, что похоже не на безучастие, но на любовь к туркам — туркофильство. Первым туркофилом, а следовательно, преступником против человечества и христианства оказался теперь Римский папа, который услышав о поражении русских под Плевной, радовался и говорил своим кардиналам: «Я всегда сердечно и неизъяснимо радуюсь, когда слышу, что русские потерпели поражение»37.

Но если провоцировали русских выступить с оружием в руках в защиту балканских славян с одной стороны, искусственно раздутым мусульманским фанатизмом, то, вероятно, агенты иезуитов должны были бы, по логике, использовать для этого и русскую патриотическую партию. Патриотические движения — золотое дно для провокаторов, где можно пожать богатый урожай, почти ничем не рискуя (чрезмерность патриотизма можно объяснить увлечением, и эту слабость соотечественники легко прощают).

Провокационная публицистика: статья Ивана Соколова

Уж не говоря о всем известных славянофилах, вряд ли М. П. Погодин был агентом Римского папы при всех его сногсшибательных ультрапатриотических призывах и лозунгах, мы приведем еще в свое время некоторые его весьма любопытные и откровенные высказывания. Но вот статья некоего Ивана (инициал раскрыт, видимо, для несомненности русскости автора) Соколова «Как и когда может совершиться окончательное освобождение восточных христиан?», помещенная в журнале «Странник» за 1883 г. и в этом же году изданная отдельным изданием в Петербурге. Тема статьи указана в заголовке, однако автор пишет вообще о «греческом проекте», обосновывая его с исторической, религиозной и политической точек зрения — это, пожалуй, его апология. Естественно, автор пишет как несомненный патриот, повторяя все основные положения по этому вопросу славянофилов и близких к ним публицистов и мыслителей. Вместе с тем настораживают такие, например, высказывания автора: «Исходя из закона исторической преемственности и естественной необходимости явлений, нельзя не предвидеть близкого и безвозвратного распадения турецкого мусульманского государства. Все мусульманские государства были крайне недолговечны. Они сильны были вначале, когда жили завоеваниями»38. Что это, глупость, спекулятивное мышление или сознательная провокация? Здесь не чувствуется состояния увлеченностью идеей, как у Достоевского (об этом подробнее см. «Церковная «реформа» XVII в.»), игры воображения, как у Тютчева, или самогипноза под влиянием собственного красноречия, переходящего почти в кликушество, как у Погодина. Автор холоден и бесстрастен, он уверяет, что турки и вообще мусульмане в Малой Азии вырождаются, и стоит их только подтолкнуть, уйдут за Евфрат. Подводится идеологическое обоснование под «греческий проект» в том смысле, что «христианство есть религия идеалов беспредельных, неисчерпаемых, необъятного духа и содержания», ислам же — не в пример хуже, а потому «турецкая мусульманская держава должна пасть пред силою христианства»39. Авторитетом Евангелия оправдывать завоевания — чисто иезуитская тактика, ничего общего не имеющая с Православием.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.