Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Византийская прелесть - Страница 14

И. Соколов напоминает, что в 1878 г. вышла книжка с рядом пророчеств о том, что в самом непродолжительном времени турки будут изгнаны за Дамаск, Тунис и Марокко, и все, чем они владели, сделается неотъемлемою собственностью христиан. «Турецкая османская империя, получившая начало в 1453 г., доживает свой последний роковой век (пятый), и на месте ее должна быть восстановлена христианская православная держава». Автор упорно проводит мысль, что Россия восстановит древнюю Византию, второй Рим, «что великий русский народ до конца исполнит свой долг (уже долг! — Б. К.) перед материю своею великою Константинопольскою церковью и братский — пред славянскими народами». Не подстрекательство ли это?

«Если войска наши в предпоследнее царствование дошли до Адрианополя, а в последнее до Константинополя, то в наступившее царствие (два года назад вступил на престол Александр III. — Б. К.) не войдут ли в Константинополь, чтобы восстановить здесь православную державу с греческою столицею?» И это говорится непосредственно после войны, до предела истощившей Россию!

«Геннадий Схоларий еще при взятии Константинополя турками предрек, что туркам придется господствовать над христианами не долее, чем сколько властвовали над ними арабы или турки-сельджуки» (то есть, намекает благодетель «восточных христиан», владычество турок в Европе должно кончиться в конце XIX века или в начале следующего). Каковы пророчества!

«По астрологическим вычислениям самих турок, или вернее, по их поверьям и преданьям, царь белых руссов Александр изгонит турок до Алеппо и Дамаска и разорит их священные города Мекку и Медину... Это должно случиться в 1894—1896 годах... по их вычислениям.»40 Каковы провокации!

«Наша религиозная связь с христианами Востока обнимает все области жизни, проникает все ее тайны; это связь глубочайшая, всеобъемлющая». Многозначительная фраза. Единая вера с восточными христианами, к единообразию обряда даже в мелких частностях была направлена никоно-алексеевская «реформа», а посему ее следует охранять всеми средствами — первая заповедь правительства. Старообрядцев, поэтому следует всячески ограничить, лучше всего изжить совсем. Охрана никоно-алексеевской «реформы» всегда была неусыпной заботой иезуитов: во-первых, сохраняется русский Раскол, во-вторых, латинизация по духу и форме новообрядной церкви со временем все более увеличивается.

«Святая вера более и более будет вдохновлять нас на подвиги героизма самоотвержения, и если святое дело самоотвержения целого народа с таким постоянством, постепенностью, чрез столько столетий и царствований доведено чуть не до полного торжества, то еще один период времени, один подъем духа, одно благословенное царствование — и победа, победившая мир, — вера наша дарует этому святому делу полное торжество и успех»41. После такого витийства как же не воевать за Константинополь в 1914 году.

Автор подчеркнуто ругает католиков и иезуитов, но «великую священную войну» 1877—1878 гг. сравнивает с крестовыми походами времен «Петра Амьенского, Готфрида Бульонского, св. Бернарда» (который для православных отнюдь не святой).

Наконец, по Соколову оказывается, что не только греки и славяне, но и арабы-сирийцы (!) ожидают, когда Россия их избавит от «ига мусульманского и частию католического». «Весьма возможно, что Россия, хотя и не в близком будущем, прострет это освобождение от Босфора и Константинополя до истоков Нила, от Карса и Арарата до Ливана и Евфрата. Покорив столько мусульманских ханств и орд (Казанскую, Крымскую, Сарайскую, Туркестанскую)... учредив столько национальных церквей, на юго-востоке Европы под греческим иерархическим главенством... Светлая будущность предстоит Православию в отдаленных и обширнейших областях Сирии, Аравии, Малой Азии, Египта и Ливии...»42 Безудержная лесть национальному сознанию русских заставляет вспомнить басню Крылова «Ворона и лисица». Россию заманивали в западню к полному краху, что и случилось в войну 1914 г. Труднейшее внутреннее положение страны, шатание трона, разгул терроризма (после многократных покушений убит два года назад Александр II) в провокационной статье замалчиваются или затушевываются.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.