Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Византийская прелесть - Страница 8

Парижский мир 1856 года ознаменовал крах русской политики первой половины XIX века и повлек за собой, потерю Россией того исключительного положения по отношению к Турции, которое было приобретено Екатериной и ее преемниками. По договору России запрещено было иметь на Черном море военный флот и базы, она также уступала Турции южную часть Бессарабии и признавала протекторат великих держав над Молдавией, Валахией и Сербией. Экономическое истощение России, подрыв ее международного и внутреннего престижа — все это привело к развитию в стране революционной ситуации.

Английская «Стандарт» писала: «Мы должны заявить, что Россия никогда не утвердится ни на Босфоре, ни на Дарданеллах, и, к счастью, мы можем помешать этому без чьей бы то ни было помощи»19.

Источник «пророческого» вдохновения Ф. И. Тютчева

Из дневника А. Тютчевой можно извлечь любопытное свидетельство того, откуда ее отец, Федор Иванович, черпал «пророческое» патриотическое вдохновение и уверенность в великой исторической миссии России. Дело в том, что при императорском дворе в то время не ставили в грех заниматься спиритизмом при помощи вертящихся столов, наоборот, это было в большой моде, как и иные приемы нездоровой мистики.

Итак, запись в дневнике 14 ноября 1853 г., то есть примерно через месяц после начала войны. «Отец провел у меня вчерашний день. Он с головой увлечен столами, не только вертящимися, но и пророчествующими. Его медиум находится в общении с душой Константина Черкасского, которая поселилась в столе после того, как, проведя жизнь далеко не правоверно и благочестиво, ушла из этой жизни не совсем законным образом (утверждают, что он отравился). Теперь эта душа, став православной и патриотичной, проповедует крестовый поход и предвещает торжество славянских идей... Этот стол очень остроумный, очень вдохновенный, но его правдивость и искренность возбуждают во мне некоторые сомнения... Мы часами говорили об этом столе, отец страшно рассердился на меня за мой скептицизм, и хотя я отстояла независимость своего мнения, однако душа моя была очень смущена»20.

Или вот запись 6 апреля 1854 года: «Мой отец находится в состоянии крайнего возбуждения, он весь погружен в предсказания своего стола, который по поводу Восточного вопроса и возникающей войны делает множество откровений, как две капли воды похожих на собственные мысли моего отца. Стол говорит, что Восточный вопрос будет тянуться 43 года, что он разрешится только в 1897 г., когда потомок теперешнего императора вступит на константинопольский престол под именем Михаила I. Он говорит, что русские дойдут до Константинополя и там глупейшим образом остановятся. Австрия развалится и, как повешенный на древе, будет задушена своей собственной политикой. Политика Англии изменится в конце восточного кризиса, и она вступит в союз с Россией. Наполеон III погибнет; после его смерти во Франции вспыхнет анархия и красные на время возьмут верх, но скоро будут раздавлены»21.

Прелесть — это и есть общение с духами тьмы, в какой бы форме это общение ни проходило, и пользование их советами. О поэтических декларациях Ф. Тютчева уже говорилось в работе «Церковная «реформа» XVII в.», вот еще одна из них:

И своды древние Софии В возобновленной Византии Вновь осенят Христов алтарь.

Пади пред ним, о царь России,

И встань как Всеславянский царь.

Его дочь отмечает в дневнике разговор с великим князем и княгиней: «Они говорили, что Россия никогда не будет у себя хозяйкой, пока не получит Дарданелл, что естественными союзниками России являются славянские народы, которые во что бы то ни стало нужно вырвать из-под ига Турции и образовать из них самостоятельные государства. Великая, княгиня выразила сожаление, что в прошлом году из опасения не иметь достаточно сил для их поддержки был упущен самый благоприятный момент их вооружить, тогда как теперь, когда Россия имеет против себя всю Европу, этот благоприятный случай упущен и т. д.» (27 октября 1854 г.).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.