Владимир
МЕЛЬНИК
Гончаров

ГОНЧАРОВ

Владимир
МЕЛЬНИК
ЪЕЛИКИЕ ‘Исторические f/ІЕРСОНЫ
Москва
Вече
УДК 929
ББК 83.3(2Рос=Рус)6-8 М48
Издание выпущено при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной программы «Культура России ».
Мельник, В. И.
М48 Гончаров / Владимир Мельник.— М. : Вече, 2012. — 432 с.: ил. — (Великие исторические персоны).
ISBN 978-5-9533-5079-2
Литературная судьба Ивана Александровича Гончарова с самого начала складывалась счастливо. Со дня выхода его первого романа «Обыкновенная история» русской читающей публике стало ясно, что в литературу пришёл писатель-классик. Всё говорило за то, что в ряду первых имён русской литературы появилась новая звезда. С тех пор солидная литературная репутация Гончарова никогда не подвергалась ни малейшему сомнению. Более того, после выхода «Обломова» и «Обрыва» стало понятно, что Гончаров стал ещё и родоначальником русского классического социально-психологического романа.
Книга доктора филологических наук В. И. Мельника рассказывает о жизни и творческой судьбе выдающегося русского писателя.
УДК 929
ББК 83.3(2Рос=Рус)6-8
ISBN 978-5-9533-5079-2
О Мельник В. И., 2012 © ООО «Издательский дом «Вече», 2012 © ООО «Издательство «Вече», 2012
Памяти моих родителей Ивана Феодосиевича и Зои Алексеевны
Литературная судьба Ивана Александровича Гончарова (1812—1891) с самого начала складывалась счастливо. Со дня выхода его первого романа «Обыкновенная история» (1847) русской читающей публике стало ясно, что в литературу пришёл писатель-классик. Высота идеала, простота и глубина замысла, прозрачность композиции, необычайно лёгкий и чистый язык, мягкий и ни с кем не сравнимый в русской литературе юмор, безошибочный художественный вкус, неторопливо и тщательно обдуманные, отлежавшиеся в душе и памяти, как бы в бронзе отлитые картины жизни, завершённость художественной формы — всё говорило о том, что в ряду первых имён русской литературы появилась новая звезда. С тех пор солидная литературная репутация Гончарова никогда не подвергалась ни малейшему сомнению. Более того, после выхода «Обломова» и «Обрыва» стало понятно, что Гончаров своими романами положил основание школы русской романистики, став родоначальником русского классического социально-психологического романа. Сразу после смерти романиста одна из петербургских газет писала: «По широте замысла и исполнения, по художественной ясности и пластичности изображений, Гончаров едва ли имеет себе равного в нашей литературе, — да, может быть, не столько в нашей, но и вообще в новейшей литературе европейской». Широта замысла и исполнения... И это после «Войны и мира», «Братьев Карамазовых »! Не преувеличение ли? Удивительно, но факт: чем далее отодвигается от нас литературное явление под названием «Гончаров», тем более и более растёт вес этого имени в мире. Вдумчивый и тонкий критик И. Анненский констатировал на переломе веков: «Имя Гончарова цитируется на каждом шагу.
Как одно из четырех-пяти классических имен, вместе с массой отрывков оно перешло в хрестоматии и учебники; указания на литературный такт и вкус Гончарова, на целомудрие его музы, на его стиль и язык сделались общими местами. Гончаров дал нам бессмертный образ Обломова». Да, Обломов — поистине наш национальный, почти фольклорный герой. В этом художественном создании Гончарова отразилось всё лучшее, что есть в русском человеке, но и всё, что в нём есть слабого. Тому, кто хочет узнать поближе русского человека, следует вглядеться не в Онегина, не в Пьера Безухова, не в Раскольникова, а именно в Илью Обломова. Наш оригинальный мыслитель В. Розанов верно подметил; «Нельзя о русском человеке упомянуть, не припомнив Обломова... Та “русская суть”, которая называется русскою душою, русскою стихиею... получила под пером Гончарова одно из величайших осознаний себя, размышлений о себе... “Вот наш ум”, “вот наш характер”, вот резюме русской истории».