Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Владимир Мельник - Страница 3

’ Литературное наследство. Т. 102. С. 643.

^Никитенко Софья Александровна (1840—1901) — дочь профессора А. В. Никитенко; переводчица, неутомимая помощница Гончарова в его литературной работе, наследница части его литературного архива.

^ Елагин Ю. (Говоруха-Отрок Ю. Н.). Литературно-критические очерки. VII. Гончаров// Русский вестник. 1892. № 1. С. 332—334. Напротив, Л. Войтоловский писал, что Гончаров — «Гамлет до сокровеннейших из-

Скрывая свою личность, Гончаров чурался всякого публичного признания, чествований, юбилеев. Даже когда его стали приглашать во дворец великие князья Романовы, он старался по возможности отказываться. В «Необыкновенной истории» он напишет проще: «У меня было настолько житейской мудрости и самолюбия тоже, чтобы не лезть туда, куда меня не призывало — ни мое рождение, ни денежные средства».

Гончаров писал медленно, годами ожидая порыва вдохновения. А затем мгновенно заканчивал огромные романы, когда перо его едва поспевало за мыслью. Так же медлителен путь его литературного признания. Будучи почти с первого произведения зачисленным в число главных русских классиков, он — по многим причинам — так и остался не совсем понят и разгадан в глубине и масштабности своей мысли, своих образов... уже более полутора столетий. Несмотря на то что при жизни Гончарова такие критики, как В. Г. Белинский А. В. Дружинин^ Н. А. До-бролюбов^ Ап. Григорьев^ и другие высказали о его творчестве

Гибов душ... Под конец жизни он, подобно Гамлету, даже притворялся сумасшедшим» (ВойтоловскийА. И.А. Гончаров// Киевская мысль. 1912. № 155. 6 июня. С. 2).

‘ Белинский Виссарион Григорьевич (1811—1848) — литературный критик, публицист. На его суд Гончаров представил рукопись своего первого романа «Обыкновенная история». Белинский первым из критиков по достоинству оценил мощь Гончарова-писателя, дав ему глубокую характеристику. Гончаров высоко ценил сочинения и личность Белинского и написал о нём в конце жизни воспоминания.

^Дружинин Александр Васильевич (1824—1864) — писатель, критик, переводчик, сторонник теории «чистого искусства ». Гончаров долгие годы поддерживал с ним связь. Дружинин написал о творчестве Гончарова несколько замечательных статей. В частности, образ Обломова критик оценивал положительно — в духе любви к русскому человеку и снисхождения к его слабостям.

^Добролюбов Николай Александрович (1836—1861) — известнейший и талантливый критик революционно-демократического лагеря, деятельный сотрудник журнала «Современник» (1857—1861). Автор статьи «Что такое обломовщина?», в которой Обломов рассматривается как социальный тип, а обломовщина как социальное явление.

'’Григорьев Аполлон Александрович (1822—1864) — поэт и критик, член «молодой редакции » «Москвитянина », в 1860-х годах сотрудник журналов братьев Достоевских «Время» и «Эпоха».

Очень много поразительных замечаний, глубина творчества, высота идеалов, масштаб мыслей и своеобразие индивидуального стиля Гончарова-писателя остались закрытыми для глаз современников, которые видели в его романах лишь отражение текущей бытовой жизни. Недолгое прозрение наступило лишь в начале XX века, когда И. Анненский1, Д. Мережковский^ и другие ведущие критики эпохи Серебряного века проникли в глубину гончаровской мысли, уяснили вневременные пласты его творений, поняли поразительный масштаб обобщений гончаровского реализма, доходящего до языка символов. Однако слишком скоро наступила эпоха серого и однообразного «социального» прочтения писателя, в котором видели только обличителя крепостного права. Более полувека Гончаров числился в ряду критиков «дореволюционного застоя » и «замечательного бытописателя» русской жизни.

Когда-то его называли не более чем «замечательным русским прозаиком». В канун 200-летнего юбилея романиста дело неспешно, но твёрдо и без каких-либо принципиальных разногласий идёт к признанию всемирного значения Гончарова. Чем далее, тем становится яснее, что перед нами поистине великий, мирового масштаба художник слова и мыслитель, которого ещё некоторые из современников не зря сравнивали с Гомером и Гёте. Как тут не вспомнить слов критика А. В. Дружинина: «Гончаров... не выдает всей своей глубины поверхностному наблюдателю. Но... он является глубже и глубже с каждым внимательным взглядом».

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.