Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Военное дело сарматов и аланов - Страница 2

В своей работе я базировался на взвешенном доверии к источнику, на своеобразной «презумпции невиновности» источника, ведь если в последнем не содержится откровенная фантастика, то надо попытаться верифицировать данную информацию, сопоставив ее со свидетельствами аналогичного характера, известными нам из других регионов и времен. Хотя, естественно, и при этом мы можем не всегда получить объективную картину, поскольку сам автор мог исказить сведения в соответствии со своими взглядами или интерпретировать их по-своему, а затем переписчик мог не так понять, что-то пропустить, дополнить и таким образом исказить информацию. Но если мы будем отвергать письменную традицию, то утратим большую часть сведений о военном деле, останутся главным образом данные археологии и иконографии.

Данная работа выполнена как часть проекта «Военное дело варварских народов Юго-Восточной Европы в II—VI вв. поданным позднеантичных авторов» при поддержке Research Support Scheme of the Open Society Support Foundation, grant № 841/1998.

В заключение хотелось бы поблагодарить канд. ист. наук В. Кульчар и канд. ист. наук С. М. Перевалова, прочитавших историческое введение к работе и внесших ряд ценных замечаний; канд. ист. наук П. В. Шувалова и С. Е. Еременко, ознакомившихся со значительной частью работы и сделавших довольно много указаний, способствовавших улучшению текста; Д. А. Скобелева, помогавшего мне в анализе во-енных реалий; д-ра ист. наук А. В. Симоненко, канд. ист. наук

B.  А. Горончаровского, канд. ист. наук В. П. Никонорова, В. Б. Павлова, оказавших неоценимые услуги в подборе литературы; Е. Е. Белохвостову, и моих рецензентов д-ра ист. наук М. Б. Щукина и д-ра ист. наук

C.  А. Яценко, внесших ряд ценных указаний. 3

ВВЕДЕНИЕ

Огромный мир сармато-аланских племен в первые века новой эры (в эпоху своего расцвета) занимал широкую степную зону — от Центральной Азии до Дуная. Сами сарматы в эту эпоху не представляли собой единого этноса, а делились на несколько союзов племен, большинство из которых занималось кочевым скотоводством, хотя среди них присутствовал и земледельческий элемент — в основном зависимые племена. Согласно А. М. Хазанову, у сарматов был третий тип кочевания, для которого характерны стабильные маршруты кочевий и зимние стоянки, однако при этом номады не занимались земледелием’. Поскольку важное место в хозяйстве занимала лошадь4 5, летом сарматы кочевали в разнотравной ковыльной степи ближе к зоне лесов, а зиму проводили у побережья моря, в поймах рек6.

Приходится признать, что сам спектр данных о сармато-аланском мире у нас весьма неполный, в первую очередь эго касается истории и духовной культуры. Ведь у сарматов не было письменности, тогда как многие стороны культуры выясняются в основном по нарративным источникам. Картина этого мира несколько проясняется в зонах соприкосновения с письменными цивилизациями, с античным миром и Закавказьем. Именно свидетельства из источников данных регионов проливают свет на историю сарматских племен и их отношения с миром.

Естественно, наиболее информативны античные источники, тогда как закавказские более сложны для интерпретации. Античные авторы фокусируют свое внимание на событиях, происходящих в Дунайском и в меньшей степени в Кавказском регионе. В сущности, о последних нас информируют также и закавказские (армянские и грузинские) источники. События и реалии собственно сарматов Северного Причерноморья и Центральной Азии обычно отражены в письменной традиции крайне скупо и отрывочно. Взаимодействие сарматов с внешним миром велось по различным направлениям: дипломатические контакты, торговые связи или военные действия. Наиболее полная информация у нас имеется о военных конфликтах, которые, само собой разумеется, вызывали повышенное внимание древних вследствие обычной деструктивной роли этих конфликтов в жизни социума.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.