Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Военное дело сарматов и аланов - Страница 3

Итак, нам приходится воспринимать сарматов и аланов через призму воззрений на них античных авторов. Античные авторы объединяли этих кочевников под единым наименованием не только исходя из их географического положения, но и вследствие единообразия обычаев, степного образа жизни и военного дела7. Очевидно, не случайно греко-римские авторы отмечали сходство военного дела населения северной части циркумпонтийской зоны: у номадов веками складывалась общая военная культура, которая с точки зрения жителя античной цивилизации была однородна. Однако каждый этнос имел свои особенности в манере ведения войны, тактике и системе вооружения, но эти черты плохо прослеживаются в источниках, а сама информация о них разбросана по произведениям разных древних авторов.

Хотя рассказчик, описывая своим согражданам иноземные народы, в первую очередь обращал внимание на их диковинный внешний вид, т. е. на то, что сразу бросалось в глаза, как раз этой информации в источниках сохранилось весьма немного, возможно, она была просто утрачена. Вместе с тем у людей греко-римского мира сложился стереотип в описании сарматов, а затем и аланов как полудиких воинов, которые в бою совершенно не ценили свою жизнь, яростно бросаясь на врага, что, естественно, отличало их образ ведения боя от античного. Для кочевника обычно именно война была наиболее престижным и весьма прибыльным видом деятельности, которым занимались перманентно, поэтому война воспринималась не как какой-то эксцесс, а как обычный жизненный процесс. Вследствие «милитаризации» культуры кочевников сведения о вооружении и способе ведения войны сарматов и аланов у древних авторов представлены более полно, что, очевидно, объясняется большим количеством войн, имевшим место в античности. Анализу этих данных, сохранившихся до наших дней благодаря свидетельствам греко-римских авторов и, соответственно, прошедших сквозь призму восприятия последних, и посвящена эта книга.

В уцелевших источниках весьма слабо прослеживается эволюция военного дела сарматов, хотя, естественно, она происходила. Античные авторы просто фиксируют состояние военного делав данный конкретный момент, о котором идет речь в этом сочинении. Археология

Же наглядно иллюстрирует развитие вооружения, что обычно связано с изменениями в различных сферах военного дела. Учитывая консерватизм кочевого общества, следует полагать, что основные черты военной культуры, которые можно назвать общекочевыми, по-видимому, остались без особых изменений. Военное дело зависит прежде всего от социального устройства общества, а оно, со своей стороны, базируется на экономике, зависящей, в свою очередь, от экологической системы (ср.: Хазанов 1975: 265-273). Поэтому для реконструкции малоизвестных или совсем неизвестных деталей военной системы представляется вполне обоснованным ыобращение к сведениям о других степных народах Евразии.

Хронологические рамки работы обусловлены сведениями грекоримской традиции о военном деле сарматов и позднее аланов. Точкой отсчета служит II в. до н. э., когда сарматские племена вышли на политическую арену античного мира и сведения об их военном деле появились в нарративных памятниках, заканчивается же повествование V в., когда аланы и сарматы исчезли со страниц произведений позднеантичных авторов. При скудости информации, естественно, приходилось привлекать как более ранний, так и более поздний (VI в.) материал, что служило базой для сравнений и сопоставлений. Поскольку аланы являлись частью сарматских племен и имели единый культурно-хозяйственный тип, целесообразно рассматривать военное дело этих двух этносов вместе, тем более что в поздней античности аланами зачастую именовали различные сарматские племена8.

Источники

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.