Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Военное дело сарматов и аланов - Страница 9

Настоящая работа, наоборот, основана на античных источниках и уже затем на их сопоставлении с археологическим материалом, что составляет своеобразие данной книги. Только по письменным источникам можно ясно представить такие базовые элементы военного дела, как типология войн, стратегия, тактика, комплектование и численность армий и т. д. Археология дает нам представление об оружии и комплексе вооружения, тогда как иконография, несмотря на всю условность изображений, позволяет лучше представить весь комплекс сарматской паноплии. Задача дальнейшего исследования заключается в тщательном сопоставлении собранной из нарративных источников информации с археологическими данными с целью отображения более полной картины развития военного дела сарматов и аланов.

Историография

Ifc %  %

После сдачи книги в издательство в 2004 г. у меня не было возможности работать над ней. Хочу лишь остановиться на паре замечаний. Сарматолог А. В. Симоненко, как можно понять, странным образом полагает, что я переоцениваю роль катафрактов в сарматском военном деле и считаю их особым родом войск у сарматов {Симоненко А. В. Тридцать пять лет спустя: послесловие-комментарий //Хазанов А. М. Очерки военного дел а сарматов. СПб., 2008. С. 272; Он же. Сарматские всадники Северного Причерноморья. СПб., 2010. С. 246). Я же как раз считаю, что катафрактов было немного и они не составляли отдельного рода войск {Нефёдкин А. К. Под знаменем дракона: Военное дело сарматов во II в. до н. э. — V в. н. э. СПб., 2004. С. 78-80, 158—161).

Кроме этого, в своих работах А. В. Симоненко лишь раз ссылается на мою книгу, критикуя меня за веру сообщению Поллукса о панцирном снаряжении коня, включающем в себя также поножи, заявляя, что «во все времена конский доспех... покрывал лишь различные части корпуса..., оставляя свободными ноги и живот» {Симоненко А. В. Тридцать пять лет спустя... С. 272-273; Он же. Сарматские всадники... С. 247). Однако Никифор Фока в «Стратегикс» ясно говорит, что ноги коня катафракта должны быть прикрыты кожаной панцирной попоной с разрезами, что подтверждается и арабским поэтом аль-Му-танабби {Никифор II Фока. Стратегика/ Пер. А. К. Нефёдкина. СПб., 2005. С. 23, 75—76, примеч. ПО). В битве при Нахеро в 1367 г., согласно Кювелье, биографу коннетабля Франции Б. Дюгеклена, кони испанцев «были покрыты железом... до травы» {Cuvelier. Chronique de Bertrand du Gucsclin / Ed. par E. Charriere. T. I. Paris, 1839. P. 387), т. e. длинная кольчужная попона вообще рассматривается как типичная. Да и позднее кони знатных рыцарей подчас носили защиту для ног, таковая была сделана мастером Лоренцем Хельмшми-дом (ум. в 1515 г.) для доспеха коня герцога Бургундии (в 1477—1482), позднее императора, Максимилиана {Blair С. European Armour circa 1066 to circa 1700. New York, 1959. P. 186—187). В Бельгийском королевском музее оружия, сохранился, например, пластинчатый набедренник для задней ноги коня, предположительно из мастерской того же Л. Хельмшмида (1500-1510 гг., инв. № 10212; Фокс Ч. Средневековый доспех: Мастера оружейного дела. М., 2006. С. 17, рис. 7). Кроме того, А. В. Симоненко стоило бы хоть раз сходить в Оружейную палату Московского кремля, где часть сбруи коня русского всадника XVII в. как раз и составляют браслеты-поножи!

Поскольку за этим одним исключением ссылок на мои работы в данных сочинениях А. В. Симоненко не дает, то ясно, что автор лишь бегло просмотрел мои работы, а ссылку просто вставил как дежурную. Прежде чем критиковать, стоит сначала хотя бы внимательно прочитать то, что критикуешь!

Октябрь 2010 г.


Краткий очерк военнополитической ИСТОРИИ САРМАТОВ И АЛАНОВ ВО II в. до н. э. — V в. н. э.

Задача данного очерка состоит не в подробнейшем изложении военно-политической истории сарматских племен, а в показе общей канвы событий, что должно послужить историческим фоном для рассмотрения развития военного дела сармато-аланских племен, его традиций и инноваций. Главными нашими источниками по сарматской истории являются античные, которые фокусируют свое внимание на событиях, связанных с греко-римским миром, и, в частности, на событиях, произошедших в Дунайском и в меньшей степени в Кавказском регионе. О последних нас информируют также и закавказские (грузинские и армянские) источники, но их интерпретация и соотнесение с античными вызывают большие сложности. События собственно сарматского мира Северного Причерноморья и Центральной Азии обычно отражены в письменной традиции крайне скупо и отрывочно. Следовательно, возникает неравномерность в освещении фактов военно-политической истории. Античные авторы плохо различали сарматские племена по этническому происхождению, для них они были достаточно однородной кочевой массой48. Новые же волны номадов, приходивших из глубин Азии и появлявшихся в Европе, на горизонте античной ойкумены, более ясно прослеживаются по археологическим, а не по нарративным данным, которые и послужили базисом для настоящей работы. Поэтому в данном очерке было необходимо затронуть и археологический материал, но, естественно, в качестве дополнительного источника, что позволяет представить этнополитическую картину более полно.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.