Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Воспоминания о прожитом и о пережитом - Страница 10

Сам не знаю почему, но школа, учеба в ней оставили в моей памяти какой-то горький осадок.

Видимо, это объяснялось, прежде всего, состоянием моего здоровья — что-то плохо было у меня с легкими.

Сама методика обучения в школе в те годы была довольно странной. Практиковался так называемый «бригадный метод». Суть этого, как помнится, заключалась в том, что учебный класс делился на 3-4 «бригады» по 7-8 человек.

На уроках отвечали не все, а от «бригады» только один человек, выбранный ребятами. Поэтому материал усваивался плохо. Было как-то неинтересно учиться, даже не хотелось ходить в школу. Во многом этому способствовала та обстановка, которая была в школе.

Сравнивая прошлое и настоящее время, невольно приходишь к выводу о том, как все же много общего было в жизни тогдашней школы с «дедовщиной» современной армии.

С трудом закончив восемь классов, я твердо заявил дома родителям, что в школу я больше не пойду. В 1934 году поступил в Томский железнодорожный техникум. Почему поступил именно в этот техникум, а не в другой — ответить не смогу.

Наверное, просто он был расположен недалеко от нашего дома.

Этот техникум был старейшим в Сибири средним специальным учебным заведением. Там готовили хороших специалистов различного профиля для железнодорожного транспорта.


1933 год — город Томск. Школа № 2-4,

8-й класс «Б».

В центре — директор школы Нагдибеда Л. М.

В первом ряду: первый справа — Боря Магнер, последний слева — Афоня Байдин. Последний ряд: третий справа — Штрик Сережа, предпоследний слева — Юра Кондратьев.

1934  год — учеба в Томском железнодорожном техникуме.

1935  год — по дороге на производственную практику на Урал, в город Баранча.

Слева направо: Штрик Сергей, Серебрякова Поля, Котов Толя, Петеримов Володя, Александрова Катя.

Учились здесь в основном дети железнодорожников. Многие из них были знакомы друг с другом еще до учебы. Поэтому обстановка среди студентов была весьма доброжелательной и никак не походила на школьную.

Я довольно быстро вошел как равный среди равных в коллектив учебной группы. Особенно хорошие отношения сложились у меня с Толей Котовым и Володей Петеримовым.

Занятия в техникуме проходили весьма интересно и поучительно. Особенно вспоминаются производственные практики, которые проходили на электростанции Томск-1 (первый курс) и на Урале — в городе Баранча (второй курс).

Вместе с тем, надо сказать откровенно, особого интереса учеба в техникуме у меня не вызывала. Чем это объяснить — сказать не могу, хотя учился я тогда гораздо лучше, чем в школе.

Весьма интересным является то, что во время учебы в техникуме я как-то по-другому увидел и понял рабочего человека — в своем большинстве очень смышленого, энергичного и жизнерадостного.

Вместе с тем именно здесь, учась в деловой среде, среди взрослых людей, я почувствовал, что мое детство навсегда от меня ушло. Детство тяжелое, полное обид и унижений, но все же, пожалуй, самое беззаветное в жизни человека.

Наступал новый этап моей жизни. При этом сложность заключалась в том, что врачи настоятельно рекомендовали дать организму немного укрепиться.

В 1936 году семья наша переехала в Новосибирск, и сразу же нужно было решать: а что же мне делать дальше? «Укреплять» свой организм — то есть ничего не делать, непрерывно отдыхать — я не мог. Поэтому подал заявление на курсы подготовки в вуз при Новосибирском плановом институте.

Летом 1936 года начались занятия. Занятия эти вели преподаватели планового института. Состав преподавателей был очень сильным. Программа, рассчитанная почти что на один год обучения, охватывала десять классов средней школы.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.