Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Вспомогательные исторические дисциплины - Страница 1

УЧЕБНИК для ВУЗОВ



Г. А. Леонтьева П. А. Шорин В. Б. Кобрин



Вспомогательные исторические дисциплины - Страница 1
Вспомогательные исторические дисциплины - Страница 1
Вспомогательные исторические дисциплины - Страница 1

УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ



Г. А. ЛЕОНТЬЕВА ПА. ШОРИН В. Б. КОБРИН



ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ



ИСТОРИЧЕСКИЕ



ДИСЦИПЛИНЫ



Под редакцией профессора Г. А. Леонтьевой



Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений



Москва



Авторы:



ГЛМеонтьева — введение, глава 1, глава 4 (совместно с П. А.Шориным); ПЛШорин — глава 2, глава 3, глава 4 (совместно с Г. А.Леонтьевой), глава 5, глава 6; В. Б.Кобрин — глава 7, глава 8



Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б.



Л47 Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб, для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Г. А. Леонтьевой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.: ил.



ISBN 5-691-00495-6.



Учебник состоит из глав, посвященных палеографии (науке о рукописях), геральдике (науке о гербах), сфрагистике (науке о печатях), хронологии (науке о системе счета времени), метрологии (науке об измерении расстояний, веса, объема), генеалогии (науке о происхождении родов и фамилий) и др. Эти науки объединены понятием «вспомогательные исторические дисциплины», поскольку без них невозможно изучение и понимание прошлого.



В книге раскрываются особенности методических приемов каждой из дисциплин, специфика предмета. Главное — помочь студенту всесторонне изучить исторический источник, дать максимальную информацию о его происхождении.



УДК 930(075.8) ББК 63.2



ISBN 5-691-00495-6



©Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б., 2000 © Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000 © Серийное оформление обложки. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000



ВВЕДЕНИЕ



ЧТО ТАКОЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Историческая наука строит свои выводы на материале исторических источников. Под историческим источником понимают все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Продукты и следы деятельности людей дошли до нас в виде источников вещественных (остатков орудий труда и оружия, предметов быта, архитектурных сооружений), лингвистических (языка), этнографических (нравов, обычаев), устных (фольклора) и т. д. С появлением и развитием письменности возникли письменные источники, а в новейшее время, благодаря развитию техники, — звуковые записи, фото - и кинодокументы. Приемами выявления, классификацией, разработкой комплексной методики обработки, изучения и использования источников занимается источниковедение.



Как выглядит процесс работы с историческими источниками? Ка-ІСОВЫ основные принципы и методы их научной критики, разрабатываемые источниковедением?



Первый этап научной критики связан с получением информации о происхождении источника. Для письменного источника это означает установление времени и места его составления, авторства, условий написания и подлинности, восстановление утраченных мест и первоначального текста, установление редакций, копий, списков. Первый этап критики требует от исследователя глубокого анализа текста, данных языка, имен собственных, географических и топографических сведений, наблюдения за формуляром, почерком, знаками письма и материала для письма, использования метрологических, хронологических, сфрагистических и нумизматических данных. Условно этот этап анализа исторического источника называется этапом внешней критики. Решив задачи внешней критики, имеющей целью определение степени правомерности использова-

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.