Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Вторая жизнь тридцатьчетверки - Страница 3

К своему боевому крещению в Карпат-ско-Дуклинской операции бригада не была укомплектована ни штатным количеством танков, ни личным составом. В ней насчитывалось всего 11 Т-34, 3 Т-70 и 2 САУ. Только в начале февраля 1945 года бригаду укомплектовали в соответствии со штатом -63 боевых танка, плюс 4 учебных. Среди 59 вновь прибывших танков были 52 единицы

Т-34/85 и 7 - Т-34/76. 9 мая 1945 года бригада вошла в столицу Чехословакии Прагу.

Танк Т-34/76 Первой отдельной чехословацкой танковой бригады. У машины стоят трое чехословацких военнослужащих и советский офицер.


Уже после войны - 1 октября 1945 года - бригада послужила базой для создания 1го чехословацкого танкового корпуса. Техника для этого имелась. Почти сразу же по окончании войны на предприятиях страны начались работы по ремонту брошенной немцами бронетехники, а также продолжился, но уже под новыми названиями, выпуск отдельных образцов - как для собственных нужд, так и на экспорт.

Кроме немецкой и собственной техники довоенных образцов в рядах воссоздаваемой армии имелась английская и американская бронетехника, попавшая в республику вместе с вернувшимся на родину чехословацким корпусом, воевавшим на западном фронте.

Одновременно продолжались и поставки советской техники. В 1946 году при выводе советских войск из страны чехам было оставлено ещё 65 танков Т-34/85. Танковый парк пополнялся и в последующие годы. В 1949 году было поставлено 114 штук Т-34/85, а в 1950 году - ещё 120 таких же машин.

Желая покончить с разнотипностью материальной части, а также имея серьёзные намерения вновь выйти на международный рынок оружия, чешские специалисты в конце 1945 года начали разработку проекта перспективного среднего танка TVP (Tank vseobecneho pouziti - танк общего назначения (основной)).

Первые варианты машины опирались в значительной мере на немецкие наработки, но более поздние проекты уже учитывали опыт советских и англо-американских танкостроителей.

Последний вариант танка - Т-50/51 - вооружённый 100-мм орудием, представлял собою вполне современную, перспективную машину. В 1950 году работы по проектированию были завершены, но в металле этот танк так никогда и не была построен. В дело вмешалась большая политика. В феврале 1948 года в результате бескровного государственного переворота к власти пришло коммунистическое правительство, полностью подконтрольное Советскому Союзу. Новое чешское руководство приняло решение вооружить свою армию советской техникой, а собственные программы разработки новых образцов оружия были в значительной мере свёрнуты. Так в 1949 году Чехословакия получила лицензию на производство танка Т-34/85.

Танки Т-34/85 чехословацких войск входят в Прагу (май 1945 года). Эти машины Чехословацкий корпус получил от СССР; поставки их продолжились и после окончания боевых действий.


Первоначально производство танка планировалось развернуть на заводах «ЧКД» в Соколов (Прага). Подготовка к серийному производству танка заняла долгие два года. Первая машина покинула заводские цеха только в 1951 году. Несмотря на довольно высокий уровень своего развития, чешская промышленность испытывала серьёзные трудности в освоении броневого литья башен и в производстве дизелей В-2. Поэтому первая партия из двадцати пяти машин была собрана в значительной мере с использованием комплектующих, полученных из Советского Союза, а также при непосредственном участии наших специалистов с ниж-нетагилького завода. Трудности с производством продолжались и в 1952 году - было построено 326 машин, из которых 280 штук с первого предъявления чешскими военными были забракованы. В конце 1952 года производство танка начали разворачивать и в словацком городе Мартин, на заводе имени И. В. Сталина. Там, начиная с 1949 года, в рамках подготовки производства танка ТУР, были проведены серьёзные работы по расширению и модернизации производства бронетанковой техники. На новой площадке дела пошли значительно лучше, и какое-то время машина изготавливалась параллельно на двух предприятиях. Одновременно с танком было освоено производство самоходной установки СУ-100. Эта машина, получившая в чешской армии обозначение SD-100, производилась до 1957 года. Темпы производства танков и самоходных орудий отображены в таблице в Приложениях.

Так что же представлял из себя Т-34/85 чехословацкого производства? На предприятиях выпускались линейная и командирская модели. Вторая отличалась от первой наличием ещё одной радиостанции в кормовой нише башни; укладка четырёх снарядов с правой стенки башни удалялась. Антенный ввод второй радиостанции располагался на крыше башни, за люком заряжающего. Командирских машин было выпущено очень много, едва ли не треть от общего количества. Это объясняется тем, что такие машины были положены по штату всем командирам, начиная с командиров взводов.

Год 1945. Техника Чехословацкой народной армии на смотре. Хороню видны тактические обозначении и номера, принят ые в то времи.

Эскиз первого варианта танка ТУР. Видно, что часть конструктивных решений заимствована у германского танкостроения - характерны литая маска орудия и форма командирской башенки опорные катки сблокированы попарно аналогично выпускаемым в годы Второй мировой на территории Чехословакии машинам серии 38(1) (проект).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.