Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Вторая жизнь тридцатьчетверки - Страница 4

Эскиз танка Т-50/51. Этот поздний вариант перспективного чехословацкого танка выглядит явно более современным - машина получила индивидуальную торсионную подвеску, сппямлённый лобовой лист корпуса вместо ломаного и мощное 100-мм орудие.

Обратите внимание - в качестве силовой установки планировалось использование Х-образного германского дизельного двигателя, разработанного к концу Второй мировой (проект).

Танки Т-34/85 чехословацкого производства на параде в Праге (9 мая 1953 года).

Машины первого периода выпуска - изготовленные на заводе компании ЧКД в Соколов (Прага) - ещё не имеют некоторых отличительных признаков, чуть позже ставших характерными для чехословацких тридцатьчетвёрок - например, светомаскировочной

Них характернь фары «1о1ек».


'.V ¦  я  " Ж,:.

Один из первых двадцати пяти танков Т-34/85 чехословацкого изготовления. Эти машины собирались в процессе освоения производства с использованием ряда комплектующих, поставленных из Советского Союза. Показанный на фото танк собран с использованием советского корпуса и чехословацкой башни.

Производимые чехами машины по своему устройству были полностью идентичны советским танкам, прошедшим первую послевоенную программу УКН (Устранение конструктивных недостатков). Они сразу, при «рождении», получали мультициклон-ный воздухоочиститель, командирский прибор наблюдения ТПК-1 и другие агрегаты, которые на советских тридцатьчетвёрках внедрялись при проведении капремонтов. Но были и отличия. Самое главное - несколько иная форма башни, ставшей более обтекаемой. Такая форма башни, характерная только для машин чехословацкого производства, не являлась самостоятельным проектом чешских конструкторов - это была разработка наших специалистов из Нижнего Тагила. Так же, как и у советских машин позднего выпуска, бронекорпус чешского танка сваривался без носовой балки. Другой внешней особенностью чешских машин стал дополнительный звуковой сигнал, размещённый на корме и прикрытый бронёй. Для ночного вождения в целях маскировки танки дополнительно оборудовались фарой типа «Notek» немецкого типа - эта фара давала плоский остронаправленный пучок света, малозаметный постороннему наблюдателю. Обычная фара прикрывалась характерной защитной решёткой. Вторым антенным вводом у командирских машин, дополнительным звуковым сигналом и фарой «Notek» оборудовались и ранее полученные танки советского производства. Выхлопные патрубки чехословацких Т-34/85 защищались в основном не штампованными, а литыми бронировками. Опорные катки машин, изготовленных в Праге, были штампованными; танки, выпущенные в Мартине, получили литые катки. Откидной кормовой лист крепился широкими петлями, как на машинах производства омского завода №174. Обязательной принадлежностью танков были закреплённые на левом борту тросовые петли для бревна самовы-таскивания.

Но была ещё одна особенность, внешне отличавшая чехословацкие Т-34/85 от своих

Советских собратьев. Для этих танков характерны безупречноё качество сборки и чистота обработки всех поверхностей. И в этом нет ничего удивительного. Эти машины строились в совсем другое время и совсем другими людьми. Наши танки делали в неотапливаемых цехах мобилизованные по деревням вчерашние колхозницы и полуголодные подростки из ФЗУ. Чешские танки строили одни из самых квалифицированных рабочих Европы, которые совсем ещё недавно дали Вермахту десятки тысяч технически гораздо более сложных образцов бронетехники. Причём эти танки делались в мирное время, без бомбёжек, эвакуации, разорванных связей между поставщиками комплектующих, без напряжённой гонки за выполнением плана.

Т-34/85 чехословацкого производства на службе в Чехословацкой народной армии. Данная машина — командирская; обратите внимание на стакан антенного ввода, расположенный в задней части крыши башни. В чехословацкой армии все танковые командиры (начиная с командира взвода) имели в своём распоряжении командирские танки - офицеры Советской Армии могли лишь мечтать о подобной роскоши...


Вновь выпущенные танки поступали в войска. В 1956 году в армии страны насчитывалась 1701 машина. После запуска в производство танка Т-54А, доля тридцатьчетвёрок в частях начала снижаться, и в 1967 году в строю оставалось лишь 1120 танков этого типа. Служба Т-34/85 в чешской армии ничем примечательным не характеризовалась. Так бы и прослужили чешские машины тихо-мирно, ничем не запомнившись, и спокойно отправились бы на переплавку, если бы не одно «но». Передавая чехам лицензию на производство Т-34/85 и других образцов техники, советское руководство изначально рассчитывало сделать промышленно развитую Чехословакию своим каналом для экспорта вооружений. В конце сороковых - начале пятидесятых годов мир снова стоял на пороге большой войны. С помощью Чехословакии СССР планировал вооружить своих новых союзников, которые в силу слабости собственной промышленности не могли развернуть производство БТТ. Кроме того, появлялась возможность поставки боевой техники тем странам, которым Советский Союз, в силу политических и дипломатических обстоятельств, считал нежелательным самому продавать вооружение. Формально независимая Чехословакия идеально подходила для этих целей. Экспорт танков начался уже на второй год серийного производства. Объёмы экспорта в годы производства показаны в таблице в Приложениях.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.