Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Вторая жизнь тридцатьчетверки - Страница 8

САУ БЭ-ЮО на службе в Чехословацкой народной армии. Для форсирования водных преград по дну машина использовала комплект ОПВТ ВКСЮ-100, аналогичный танковому.

_р?^мб—

Самоходная артиллерийская установка ББ-ЮО.


Вверху и внизу: два варианта перевооружения танка Т-34/85 орудием Д-10С калибра 100 мм, разработанные чехословацкими конструкторами. Вариант №1 предусматривал переоборудование существующих башен, вариант №2 - изготовление новых (проект 1954 года).

Г.

Т-34/85 чехословацкого производства на службе в Чехословацкой народной армии. Машина раннего периода выпуска.

Если сравнить количество экспортированных машин с количеством изготовленных, то хорошо видно, что в 1955-56 гг. танковая промышленность Чехословакии работала почти исключительно на экспорт. Первые Т-34/85 пошли в создающийся социалистический лагерь. В 1952 году в Румынию были поставлены первые 20 танков, в следующем году ещё 180 машин. В последующие годы поставки продолжались, и ещё 335 танков и 85 самоходных установок пополнили ряды румынской армии. В 1953 году танки пошли в Болгарию - 20 машин в первой партии, 238 Т-34/85 и 65 SD-100 в следующих партиях поставки. В 1954-55 гг. 100 машин было продано в Венгрию. Но большая часть поставок, с точки зрения географии и политики, была гораздо интереснее.

В июле 1952 года в Египте произошёл государственный переворот, в результате которого к власти пришла националистическая организация «Свободные офицеры» во главе с Г амаль Абдель Насером. Египетские революционеры были настроены крайне антибритански и антиизраильски, и советскому руководству этого было вполне достаточно, чтобы дать Чехословакии «добро» на поставку в Египет военной техники, в том числе и танков Т-34/85. В сентябре 1953 года египетское правительство заключило договор с Чехословацкой республикой о поставке вооружений, в том числе и 230 танков Т-34/85 и 100 самоходных орудий SD-100. Вторая партия была доставлена в течение 1962-63 гг., а последние 160 танков египтяне получили с 1965 по 1967 год. В общей сложности Египту досталось 820 танков Т-34/85.

Вторым по значению ближневосточным покупателем чехословацких Т-34/85 стала Сирия - в эту страну было поставлено 120 танков Т-34/85 и 36 самоходных орудий SD-100. У чехословацких оружейников были и другие покупатели. 30 танков купил Йемен. Йеменским тридцатьчетвёркам довелось повоевать со своими собратьями, но советского производства. В ходе войны между Эфиопией и Сомали йеменский танковый батальон принимал участие в боевых действиях на стороне Эфиопии. Сомалийская армия имела на вооружении те же самые тридцатьчетвёрки, но поставленные Советским Союзом. Некоторым странам чехословацкие машины попадали через вторые, а то и третьи руки. Какое-то количество танков чешского производства попало даже на свою «историческую родину», в Советский Союз. По всей видимости, эти машины приобретались нами для ремонта с последующей поставкой третьим странам, либо приходили из третьих стран на ремонт на советские заводы вместе с тридцатьчетвёрками нашего производства. Отдельные экземпляры этих танков остались в Союзе, и теперь их можно видеть на постаментах в качестве памятников Великой Отечественной войне. Судьба забросила чешские машины и на африканский континент. По десять танков купили Мали и Мозамбик. Самой поздней по времени и самой большой экспортной поставкой на африканский континент стала отправка 100 машин в Анголу. Но эти машины получили не ангольские военные, а кубинские войска, выполнявшие свой интернациональный долг в этой стране.

Т-34/85 на службе в Чехословацкой народной армии (конец 50-х гг.). В этот период тридцатьчетвёрки активно заменялись современными машинами серии Т-54, также производимыми в ЧССР по лицензии. На фото — Т-34/85 и Т-54А. На переднем плане — танк Т-34/85 советского производства (его МТО открыто), на заднем — чехословацкого.


В самой Чехословакии Т-34/85 очень скоро перестал удовлетворять запросам военных. В 1953 году они выдали задание на проект перевооружения танка 100-мм орудием Д-10С, также производимым по лицензии. В апреле 1954 года конструкторы представили два варианта проекта перевооружения танка. Первый вариант предполагал переделку ранее выпущенных башен, второй - изготовление новых. Оба варианта военных вполне устроили, более того, производство новых машин запланировали начать в 1955 году. Но дальше бумаги проект перевооружения не пошёл. В итоге, Т-34/85 армии ЧССР модернизировались по гораздо более скромным программам. Монтировались новые агрегаты, средства связи, приборы ночного видения. Машины получили возможность преодолевать глубокие броды. Разработка комплектов ОПВТ для Т-34/85 и SD-100, названных соответственно BROD-34 и BROD-100, началась ещё в 1953 году. В серийное производство эти комплекты сумели внедрить только в 1956 году. До окончания серийного выпуска заводские цеха успели покинуть 225 танков и 75 самоходок с ОПВТ.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.