Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Вторая жизнь тридцатьчетверки - Страница 9

В 1957 году началась подготовка к лицензионному производству танка Т-54А. Становилось ясно, что скоро Т-34/85 станут машинами второй линии.

В сложившейся ситуации было принято логичное решение о переоборудовании новёхоньких тридцатьчетвёрок во вспомогательные машины. Сразу после окончания производства самоходок SD-100 предприятие начало конверсировать ранее выпущенные танки. Так на свет появились зва-куаторы VT-34 (300 единиц), самоходные подъёмные краны JT-34 (150 штук), мосто-укладчики МТ-34 (126 машин), а так же бесчисленное множество экспериментальных машин, выпущенных в единичных экземплярах. Производство вспомогательных машин на базе Т-34/85 завершилось в 1966 году.

Вверху: 100-мм самоходная артиллерийская установка SD-100 (вид справа). Судя по литым опорным каткам, машина изготовлена на заводе им. И. В. Сталина в словацком городе Мартин. На борту рубки видна характерная круглая трёхцветная чехословацкая эмблема государственной принадлежности.

Внизу: по окончании активной службы в Чехословацкой народной армии самоходки SD-100 переоборудовались в учебные машины для подготовки механиков-водителей — орудие демонтировалось, в рубке оборудовалось место инструктора. Такая машина видна на заднем плане, на переднем — БТР ОТ-62.


Наиболее остро чехословацкая армия нуждалась в специальных инженерных машинах. Первыми начались работы над мос-тоукладчиком МТ-34 (Mostrn tank). Проектирование этой машины начали ещё в 1953 году. Разработка мостоукладчика затянулась - изначально машину планировали запустить в серию в 1958 году, но реально первые МТ-34 покинули заводские цеха только в1961 году. Производство завершилось в 1963 году. Общий принцип работы мостового оборудования, называемый «ножницы», был заимствован у английского Valentine-bridgelayer, два экземпляра которого попали в чешскую армию вместе с «Кромвелями». Именно списание из-за полного износа этих «Валентайнов» и стало поводом для начала работ по проектированию нового мостоукладчика, но уже на базе Т-34/85. Принцип «ножницы» заключается в следующем: сложенная пополам мостовая ферма в исходном состоянии лежит горизонтально на своих опорах; для наведения через препятствие ферма поднимается вертикально, а затем при дальнейшем опускании раскладывается на всю свою длину. Достоинством такого принципа является простота механизма наводки моста, но есть и существенный недостаток - вздыбившийся на десяток метров раскладывающийся мост издали демаскирует место работы мостоукладчика.

Прототип мостоукладчика МТ-34 на испытаниях.


У «Валентайна» мост поднимался выдвигающимся по резьбе стержнем, а для МТ-34 разработчиками был выбран более простой тросовый привод. Для этого на дне боевого отделения бывшего танка смонтировали лебёдку, приводимую в действие дизелем мостоукладчика. Лебёдка имела два независимых барабана, каждый со своим тросом. Первый трос выходил наружу через днище машины и предназначался для перевода моста из сложенного горизонтального положения в вертикальное. Второй трос, выходящий через крышу рубки, опускал мост на препятствие, одновременно раскрывая его на всю длину. Время наведение моста на препятствие шириной до 16 метров составляло от 3 до 5 минут. Для обеспечения устойчивости шасси при наведении моста в носовой части корпуса имелась опорная плита. Перед началом работы плита опускалась на грунт отдельным электродвигателем. Сам мост грузоподъёмностью 50 тонн состоял из четырёх одинаковых стальных ферм, соединённых попарно в два блока, которые в свою очередь объединялись центральным шарниром. Полная длина моста - 17 метров, ширина моста - 3100 мм, ширина каждой дорожки - 1050 мм. Вес моста достигал 9 тонн, в результате масса мостоукладчика в боевом положении превышала 37 тонн. Подобная перегрузка отрицательно сказывалась на работе силового агрегата и ходовой части танка. Но мост на мостоукладчике находился не постоянно, а только в боевом положении, при выдвижении к месту преодоления препятствия. В походном положении мост перевозился на специальной двухосной тележке РМ-34, которую буксировал автомобильный тягач Tatra T - 141b. На каждый мостоукладчик по штату было положено два моста со своими тягачами и тележками. Экипаж мостоуклад-чика из трёх человек мог сам, за 20 минут, погрузить мост с тележки на опоры своей машины. МТ-34 состоял на вооружении чехословацкой армии до середины 70-х годов, когда его заменил технически более совершенный мостоукладчик МТ-55, имевший в своей основе всё те же «ножницы», но раскрываемые уже при помощи гидропривода.

Вверху: мостоукладчик МТ-34. Общий вид.

Внизу: мостоукладчики МТ-34 чехословацкой армии в парадном строю.


Прототип бронированной ремонтно-эвакуационной машины VT-34. Видно, что укладка имущества отличается от таковой на машине, пошедшей в серию.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.