Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Выдающиеся русские латвийцы - Страница 3

Во-первых, надо определить, кого следует отнести к понятию «русский». Что заставляет человека осознавать свою принадлежность к тому или иному народу? Воспитание, язык или мистический «голос крови»? Сколь часто встречаем мы в повседневной жизни людей, имеющих вроде бы русские имя и фамилию и, возможно, отменно говорящих по-русски, но назвать данных субъектов русскими язык никак не поворачивается... Или, напротив, фамилия не та, имя не то и даже по паспорту «совсем посторонний», а поговоришь с ним, и окажется он человеком подлинно русской культуры! Что же это за туманная неопределённость, когда даже расовая принадлежность не может быть определяющим фактором в данном запутанном вопросе (вспомним великого Александра Сергеевича Пушкина).

Быть может, дело в существительном (кто?) - англичанин, немец, поляк. У нас же - «русский», то есть «чей?», принадлежащий кому-то или чему-то. Чему же принадлежим мы, какому неведомому предназначению? Какая роль уготована нам Всевышним? Вспомним, что земля Русская - особая земля, она собиралась нашими предками как удел Пресвятой Богородицы (таково её историческое духовное наименование). Но вот удивительное, знаковое совпадение. На Латеранском соборе 1215 года, этом крупнейшем собрании церковных властей средневекового мира, папа Иннокентий III не только официально провозгласил крестовую войну против язычников Прибалтики, но и посвятил вновь обращаемую страну Пресвятой Деве (подобно тому, как Палестина считалась страной Христа). Отныне Ливония стала «страной Марии» - «терра Марианна». Таким образом, Пресвятая Богородица осеняет своим высоким духовным покровительством и Россию, и Латвию! Самим Господом заповедано быть им в содружестве и в любви. Если бы неразумные политики чаще вспоминали об этом.

Так что же заставляет человека считать себя русским? Возможным ответом будет осознание своей принадлежности к русской цивилизации, которой писатель Олег Платонов дал такое определение: «Русская цивилизация - это общность духовно-нравственных и материальных форм существования русского народа, определившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное сознание». Чаще всего мы сами не можем чётко сформулировать для себя подлинные ценности русской цивилизации, её духовные идеалы и традиции. В большинстве своём мы даже близко не соответствуем им. Но если от соприкосновения с чем-то родным, общим начинает болеть душа, если стучит сильнее сердце от неосознанной принадлежности к великому и необъятному Русскому миру, значит, возможно, есть нечто, дающее нам право называться красивым и гордым именем - РУССКИЕ.

Но живём мы в Латвии, и именно она является нашей Родиной, нашим любимым домом. Значит, мы несколько иные русские, особые. Мы - русские латвийцы.

Так возникает вопрос «во-вторых»: кого же считать «выдающимся русским латвийцем»? Что должен сделать человек, чтобы мы осмелились выделить его из многих? Прежде всего, он должен быть ЛИЧНОСТЬЮ. Одним из тех, кто способен творить, рождать и созидать. Художник, поэт, литератор, учёный. Он может быть одним из тех, кто готов пострадать за Правду, кто готов повести за собой, не страшась ответа за свои ошибки, не боясь ответственности за тех, кто поверил ему. Это может быть великий актёр, певец, музыкант. Это может быть отважный воин, духовный пастырь, искренний общественный деятель, самоотверженный учитель. Кто угодно, при условии, что человек нашёл себя и достиг в своём деле вершин.

Но как определить принадлежность нашего героя к Латвии? Можно ли считать его мимолётное пребывание на латвийской земле относящим к званию «латвийца»? Это самый сложный вопрос. Проще всего с теми, кто жил, трудился и ныне покоится в латвийской земле. Тут его принадлежность к нашему выбору бесспорна.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.