Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Выдающиеся русские латвийцы - Страница 4

Труднее с теми гениями, которые родились и провели здесь лишь несколько лет раннего детства. В какой степени их связь с Латвией заслуживает того, чтобы мы упомянули их в своём справочнике? Исходя из мысли, что рождение каждого из нас есть акт возвышенный и неслучайный, останемся при мнении, что какое-то несомненное влияние на судьбу и способности выдающегося человека место рождения всё же имеет. Следовательно, детских лет, проведённых на этой земле, должно быть по справедливости достаточно, чтобы признать человека «своим». В конце концов, честь и слава Латвии созидается из достоинства и славы рождённых на её земле детей.

Но бывает и так, что, проведя в Латвии лишь несколько лет своей жизни, человек достигает именно в эти годы наивысшей степени своих судьбоносных свершений. И где бы не жил он потом, чтобы не делал, может статься, что именно «латвийский» период станет для него вершиной достижений. И, значит, он также «латвиец», особенно если деятельность его осталась в перечне латвийских достижений культуры и науки.

Увы, но строгих и безошибочных критериев отбора представить мы не сможем никогда. Всегда найдётся элемент, уязвимый для критики. Так что в основе отбора списка «выдающихся русских латвийцев» присутствовал и субъективный подход, с которым, разумеется, каждый вправе не согласиться.

Все лица, биографии которых представлены ниже, так или иначе, внесли свой вклад в историю, науку и культуру Латвии. Кто в большей степени, кто в меньшей. Есть среди них знаменитости мировой величины, есть и скромные труженики своего дела.

Имеется лишь одно строгое обстоятельство, которое уравнивает их всех. Те, о ком мы будем рассказывать, уже ушли от нас... Среди ныне живущих современников есть немалое число тех, кто по-настоящему достоин считаться подлинно «выдающимся русским латвийцем», и дай Бог им всем богатырского здоровья и долгих счастливых лет жизни. Но слишком велики соблазны, и каждый из нас в душе тщеславен. Трудно сохранять беспристрастность и легко незаслуженно обидеть кого-то, кто посчитает себя несправедливо обойдённым в столь деликатном деле, как быть отнесённым к числу подлинной русской элиты Латвии. И если в силу обстоятельств или же по роковому недосмотру мы кого-то не включили в данный перечень лучших, самых выдающихся русских людей Латвии, никогда не поздно исправить ошибку, добавив достойное имя в позднейшие справочные издания.

От лица всего нашего творческого коллектива, я выражаю надежду, что книга эта окажет существенную помощь в отыскании редких сведений, точных данных и неизвестных фактов латвийской истории. Но, самое главное, она не позволит кануть в небытие судьбам многих замечательнейших людей, являющихся гордостью и славой страны, которой все они принадлежат.

Координатор проекта Гусев Игорь Николаевич

Князь Вячко

(1189 -1224)

ВЛАДЕТЕЛЬ КУКЕНОЙСА

Центр княжества Кукенойс располагался у места впадения в Даугаву р. Персе. Древнее название города русское - Ку-конос - по имени речки Кокны (прежнее имя р. Персе) и означало «мыс Кокны». По другому варианту, нос - приток реки. В своей хронике Генрих Латвийский прямо называет Кукенойс «русским городом» (castro Ruthenico). Теперь на этом месте стоит небольшой латвийский городок Кокнесе.

В древности здесь находилось торговое поселение, в котором проживали купцы и ремесленники. Археологические исследования показали, что оно представляет собой многослойный исторический памятник с толщиной культурного слоя 4-7 м. Люди поселились здесь ещё в середине I тысячелетия н. э. Городище-замок занимало площадь 2000 кв. м. Оно было обнесено валом с мощными деревянными стенами. Учёные нашли остатки православной церкви XII века. Она стояла на каменном фундаменте. Были открыты настил пола из доломитового камня и каменные ступени, устроенные при входе. В вещевом инвентаре и домостроительстве Кокнесе больше, чем где-либо в Латгалии, проявляется влияние древнерусской культуры. К изделиям из Руси относятся стеклянные бусы, браслеты, перстни... Найдена свинцовая печать Св. Георгия и Софии с греческой надписью. Преобладает гончарная керамика древнерусского образца (98%). Судя по находке массивного деревянного предмета с выемкой и ручкой, имеющего аналогии среди приспособлений для натягивания паромного каната, там действовала паромная переправа через Даугаву. Материалы раскопок свидетельствуют, что в городе бок о бок жили русские, латгалы, селы. В 1209 году Орден меченосцев начал здесь строительство каменного замка. Нынешние развалины относятся к последнему периоду его истории - 1209-1701 гг.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.