Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Взятие Константинополя. Песни труверов - Страница 1

Жоффруа де Виллардуэн



ВЗЯТИЕ КЯН6ЇЯНТИИ0Н0ЛЯ


Взятие Константинополя. Песни труверов - Страница 1

ПЕСНИ ТРУВЕРОВ



Издательство «Наука»



Главная редакция восточной литературы Москва 1984



ББК 84.34 В45



Ответственный редактор А. Д. Михайлов



Перевод со старофранцузского О. Смолицкой и А. Парина



Виллардуэн Жоффруа де.



В 45 Взятие Константинополя. Песни труверов. Пер. со старофранцузского О. Смолицкой и А. Парина. Предисл. А. Д. Михайлова. Вступит, ст. О. Смолицкой. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984.



319 с.



Книга состоит из мемуаров Жоффруа де Виллардуэна, военачальника и участника Четвертого крестового похода (1202—1204), считающихся одним из первых памятников художественной прозы средневековой французской литературы, и песен северофранцузских труверов конца XII — первой половины XIII в., сложенных в жанре «песен крестовых походов».



Хроника Жоффруа де Виллардуэна и большинство песен на русский язык переводятся впервые.



„ 4703000000-091



В 013(02) 84- 188  84  ББК  84 34



Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984.



Крестовые походы нередко называют «эпохой» в мировой истории (по крайней мере так назвали знаменитые французские ученые Э. Лависс и А. Рамбо соответствующий том выходившего под их редакцией коллективного труда). В самом деле, почему бы не говорить об «эпохе крестовых походов» в истории Европы, Северной Африки и Ближнего Востока, если мы говорим об «эпохе викингов» в истории Скандинавии? Растянувшиеся почти на два столетия, крестовые походы во многом определяли собой внешнюю политику большинства европейских государств и их непосредственных соседей в XII и XIII вв. Спору нет, у этих государств было в это время немало и своих забот, но сложные контакты с Востоком вряд ли могли надолго выпадать из поля зрения как государственных деятелей, так и рядовых людей того времени. Контакты эти начались, конечно, задолго до крестовых походов, но в их «эпоху» приобрели особенную остроту.



Интерес к крестовым походам, к их иногда не до конца выясненным обстоятельствам, не всегда понятному развитию событий, к их «идеологии» не ослабевает и в наши дни. Не ослабевает, конечно, не потому, что и теперь кое-кто из любителей политической демагогии или безответственной игры словами нет-нет да и придумает какой-нибудь новый «крестцвый поход», а потому, что та далекая от нас эпоха, «эпоха крестовых походов», стала оп-



Ределенным рубежом в истории Европы. Рубеж этот, естественно, не может быть связан с какой-то одной датой, одним каким-то десятилетием, но смысл этого рубежа вполне ясен: в эпоху крестовых походов европейское общество перешло от средневековья раннего к средневековью зрелому. Конечно, было бы ошибкой полагать, что без походов подобного перелома бы не произошло. Нам представляется, что крестовые походы были не причиной, а показателем тех глубоких трансформаций, которые претерпело в XII и XIII вв. европейское общество, его идеология и культура. Возможно, походы были даже неизбежны, так как в них нашла выход та энергия, которая неизбежно же возникала в «созревающем» феодальном обществе. Так или иначе, но походы состоялись, они породили огромную литературу и нашли широкий отклик в европейской культуре, став одним из факторов ее развития. Правда, память о них не была долговечной; так, если крестовые походы не могли не затронуть политическое и поэтическое мышление Данте (родившегося, как известно, за пять лет до последнего похода), то для Петрарки или для Боккаччо они уже не представляли интереса. Но молодые итальянские гуманисты имели дело с той средневековой культурой, которая во многом сложилась в эпоху крестовых походов и достигла как раз в это время своих самых ярких и пленительных высот.



Крестовые походы отпечатлелись в западноевропейской литературе средних веков столь многообразно и пестро, что все различнейшие отклики на них просто вряд ли поддаются учету. Хотя они были — на деле — бесконечно далеки от исходной религиозной идеи, воодушевлявшей отряды рыцарей и толпы простого люда в их сомнительных и опасных военных предприятиях, походы эти на какое-то непродолжительное время объединяли христианский мир, вносили в него некоторое внутреннее умиротворение (весьма недолгое и относительное, конечно) и давали ему некую конструктивную цель. Так было, естественно, лишь в сознании участников походов и их идеологов. Подлинная — экспансионистская и попросту грабительская—сущность походов обнаруживалась настолько быстро и резко, что это не могло не рождать трагичнейшие душевные коллизии, выплескивавшиеся на страницы литературных произведений эпохи.



Время это и его литература полны противоречий и непоследовательностей. Так, крестовые походы создали новый тип воина — «христианского рыцаря», целиком ушедшего в свое святое дело и жестоко и нелицеприятно карающего «неверных», но они же открыли удивленному Западу загадочный и увлекательный мир Востока, тем самым дискредитировав и развенчав как идеалы религиозной аскезы и подвижничества, так и идеи христианской исключительности. Одним из следствий походов в Палестину стало приобщение западного читателя, жадного до всяких басно-словий, к пленительному миру восточной словесности. Пути ее проникновения на Запад были многоразличны, и в них еще немало неизученного и запутанного. Проникновение на Запад восточных сюжетов арабского, персидского и даже индийского происхождения началось еще до крестовых походов, но в их эпоху оно стало особенно интенсивным. Теперь перевозили, переписывали и переводили уже не только рукописи: что очень важно, в интересующее нас время большой размах приобрело устное распространение восточных произведений. Но дело даже не в этих несомненных западных рефлексах восточных сюжетов (чго так бросается в глаза, например, при сопоставлении кельтской по своему происхождению легенды о Тристане и Изольде с «Вис и Рамин» Гургани или французского романа «Флуар и Бланшефлор» с поэмой Айюки «Варка и Гульшах»), а в том, что контакты с Востоком не просто обогатили западную литературу сюжетно, но и существенным образом трансформировали ее.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.