Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Хождение за три моря Афанасия Никитина - Страница 2

Ответить на эти вопросы, значит, сделать ещё один шаг в постижении средневековой Руси. Мы, живя в современном мире с его развитыми средствами коммуникаций, позволяющимй быстро - реально или виртуально - знакомиться со странами и народами, коммуникациями, которые стремительно вытесняют письменную культуру (письма, дневники всё больше уходят в прошлое, а мемуары становятся всё больше и больше оправдательнообвинительными манифестами), иногда бываем слишком высокомерны в оценках далёкого прошлого - событий, людей и их мыслей. Факты прошлого нам кажутся хаотическим нагромождением событий, поступки и мысли людей - примитивно-ограниченными.

«Хожение за три моря» Афанасия Никитина решительно протестует против таких представлений. Из сохранившегося до наших дней письменного наследия средневековой Руси, представленного в основном официальной, делопроизводственной документацией, религиозно-поучительной литературой, вдруг звучит чистый, где-то прагматический, где-то лирический и даже романтический голос рядового россиянина. Кто он - деловой человек, искавший далеко от родной Твери выгоду, увлечённый путешественник, стремящийся познакомиться со странами, известными ему дотоле из прочитанных книг, авантюрист, мечтающий о поживе, разведчик, выполняющий тайное задание тверского или московского князей, неудачник, сломленный судьбой и пошедший «куда глаза его повели» - остаётся не совсем ясно. Бесспорно одно: какими бы целями Афанасий Никитин ни руководствовался, совершая далёкое путешествие, одну задачу вольно или невольно он решил - обессмертил себя, а вместе с собой и целый мир надежд, мыслей, чувств, поступков образованного россиянина средневековой Руси.

Именно в этом прежде всего уникальность памятника. Разумеется, в «Хожении» представляют интерес описание событий, их хроники и географии, быта увиденных народов, растительного и животного мира, перечни товаров и цен на них. Эти детали исторически значимы сейчас. Но в ещё большей степени важен набор таких описаний - он не только понятен, но и привычен современному обычному человеку. Читатель должен сам рассудить, как оценить совпадение стандарта такого интереса в далёком прошлом и настоящем - то ли мы, сегодняшние люди Земли, не ушли далеко от Средневековья в своём восприятии повседневности, то ли средневековый россиянин сумел подняться в этом до нас, сегодняшних.

Средневековый хронист, как правило выполняя заказ, лишь изредка мог позволить себе продемонстрировать своё, личностное, начало. Религиознопоучительная литература была скована канонами. Официальные бумаги бесстрастно фиксировали факт. «Хожение за три моря» - совсем иное. Находясь в незнакомой, порой враждебной, среде, автор фиксирует, даже осуждает её. Но не ненавидит. Он пытается постичь эту среду, приспособиться к ней. И всё же далёкая родина остаётся для него единственным идеалом и прибежищем, а возвращение к ней - неукротимой мечтой. Вот только князья там, как и здесь, воюют друг с другом, сокрушается Афанасий Никитин, сожалея, что от этого и на его земле нет справедливости. Даже демонстрируя типичное для Средневековья религиозное мышление, автор «Хожения» в его выражении очень личностен - он то плачет, вспоминая своего Бога, то горюет над тем, что не может исполнять посвящённые ему обряды, он гордится, что победил искушения блуда, он даже годы своего путешествия считает по Пасхам,

Читатель и сам сможет найти в «Хожении» факты и мысли, важные для понимания мировоззрения рядового средневекового человека, нашего соотечественника.

В. П. Козлов

Доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, руководитель Федеральной архивной службы России

А. Ф. МАЛИНОВСКИМ - АВТОР ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ РУКОПИСИ О СНОШЕНИЯХ РОССИИ и ИНДИИ с ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.