Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Ян Амос Коменский. Изд. 2-е - Страница 10

Табор сыграл особую роль во всем гуситском движении. Его опыт приобрел всемирно-историческое значение. Если великие социалисты-утописты в своих произведениях, в том числе Томас Мор в «Утопии» и Томмазо Кампа-нелла в «Городе Солнца», в форме социального романа и мечты изображали общественную жизнь, построенную на основе труда и равенства, то гуситский г. Табор в течение 18 лет практически осуществлял принципы: «Мы все должны быть братьями», «Человек равен человеку», «Кто не трудится, тот не должен есть». Поэтому в Таборе была запрещена всякая деятельность, которая допускала бы обман человека человеком, присвоение его труда. Организация жизни соответствовала гуситским идеалам: отменялись сословное деление и привилегии, общественная жизнь строилась на основе равенства и труда, крупные предприятия переходили во владение общества, феодалы и знать изгонялись. В городе устанавливалось народное выборное управление. Родной язык восстанавливался в своих правах. Все эти принципы, подобно светильнику вспыхнувшие на чешской земле, заслужили всеобщую симпатию и поддержку народа. К Табору примкнуло большое количество городов и сел, признававших общественный строй таборитов. Присоединившиеся общины составляли особый союз — «братство». В основных вопросах они были связаны решениями таборитов.

Таким образом, в самом сердце Европы, в Чехии, еще свыше 500 лет назад возникла народная республика — г. Табор, который впервые в истории человечества, в условиях феодального общественного строя, в течение около 20 лет практически осуществлял организацию общественной жизни на основе общего труда й равенства.

Современный социалистический Табор представляет город-музей мирового значения. Его крепостная стена, башни, Бехинские ворота, другие постройки того далекого времени, множество исторических документов хранят память о революционной деятельности чешского народа.

Учение Яна Гуса в разное время различными общественными слоями было использовано в борьбе против католицизма. В гуситское движение были втянуты различные общественные классы и слои, но они объединялись и действовали совместно в борьбе с католической церковью и немецкими колонистами. Из этих многочисленных социальных групп выделяются два основных направления, два лагеря: революционный, антифеодальный, заинтересованный в глубоких социальных изменениях и объединявший крестьянство и городские плебейские элементы, и бюргерско-дворянский, который, ценой пролитой крови забрав в свои руки власть и разгромив немецкий патрициат и крупное католическое духовенство, испугался дальнейшего подъема гуситского движения, отвернулся от народа и осуществил явно реакционные мероприя-30 тия. Первый лагерь, как мы видели, составляли табориты, второй лагерь известен под названием «чашники».

«Чашники» уже после июльских событий 1419 г. отмежевались от того направления, которое защищали табориты. Они предъявили императору условия примиренческого характера. Так, они требовали, чтобы в Чехии была разрешена свободная религиозная проповедь, они требовали причащения «под обоими видами», т. е. чтобы миряне причащались не только хлебом, но и вином (из чаши), что в католической церкви было привилегией духовенства, они настаивали на том, чтобы все получали одинаковые наказания за грехи, независимо от сословной принадлежности и других достоинств. Эта программа «чашников» была приемлема для бюргеров и дворянства, поскольку она не затрагивала их экономических привилегий и вместе с тем вызывала определенное сочувствие в массе народа.

В противоположность таборитам, стремившимся к социальному равенству и выдвигавшим в соответствии с этим революционные требования, «чашники» удовлетворялись незначительными реформами. 'Они хотели, чтобы император узаконил те изменения, которые. произошли в общественно-политической жизни после уничтожения иерархии католической церкви и изгнания немецких патрициев.

Табориты и их вожди Вацлав Коранда, Ян Желивский, Микулаш Гусель и Ян Жижка не только требовали ликвидации феодальных отношений, сословий, выступали против власти короля, признавали верховные права народа, но и с оружием в руках боролись за осуществление своих требований. Все это позволило Ф. Энгельсу следующим образом оценить политическое кредо таборитов: «У таборитов уже тогда под теократической оболочкой выступает даже республиканская тенденция, получившая дальнейшее развитие в конце XV и в начале XVI века у представителей плебеев в Германии» К

В 1434 г. объединенные воинские части «чашников» и католических панов выступили против таборитов и нанесли им поражение. Кровопролитная битва при Липанах (возле Праги) окончательно решила судьбу таборитов.

Падение Табора и таборитов было вызвано предательством бюргерско-дворянского лагеря и теми историческими условиями, в силу которых терпели поражение крестьянские восстания эпохи феодализма во всех странах.

Несмотря на то что гусптско-таборитское революционное движение потерпело поражение, оно сыграло величайшую роль в истории Чехии. Гуситское движение было величайшим прогрессом в общественном развитии не только Чехии, но и всей Европы. Среди многих последствий, к которым привело гуситское движение, в первую очередь следует отметить то, что оно значительно подорвало господство католической церкви и светское феодальное землевладение не только в Чехии, но и во всей Европе. В процессе гуситского движения из городов Чехии были изгнаны немецкие патриции, городское управление стало более демократичным и сами города заняли ведущее место в политической жизни страны. Входе гуситского движения Прага и большинство других городов Чехии, очищенные от немцев, по составу населения стали чешскими городами. Во главе городских самоуправлений встали чехи.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.