Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Ян Амос Коменский. Изд. 2-е - Страница 13

Независимость городов почти перестала существовать. В органах власти ведущие места заняли немцы.

В управлении страной представители чешского народа участия не принимали, если не считать некоторых фео-далов-аристократов, продавшихся Габсбургам.

Особенно преследовалась секта «Чешские братья», уничтожалось все созданное ею на протяжении более ста лет. Вместе с разгромом общин разоряли школы «братьев», типографии, уничтожали замечательные памятники национальной литературы, искусства.

Убийственным для культуры Чехии было наступившее господство ордена иезуитов в литературе и - просвещении. Иезуиты захватили в свои руки не только всю цензуру, в корне уничтожая национальное, народное, но и первую кузницу человеческого духа — школу. Иезуиты изгнали из школ все прогрессивное и сделали школу, как говорил Коменский, «лабиринтом души», который нес с собой не просвещение и благо народу, а темноту, невежество, нравственный упадок и разложение.

Тридцатилетняя война в Европе, основной ареной которой была чешская земля, стала национальной трагедией чешского народа. Война разорила города и села, лучшие памятники чешской культуры были разрушены, народ был разорен и частично истреблен. Страну охватили голод, эпидемии, целые села и районы стали безлюдными. В самой Праге население сократилось почти наполовину. Эмиграция чешского населения приняла широкий характер. Это тяжелое положение Чехии не изменилось с завершением Тридцатилетней войны. И после заключения Вестфальского мирного договора Чехия по-прежнему оставалась порабощенной страной, стонавшей под тяжелым игом немецких и австрийских феодалов. Картина национального разгрома Чехии 60—70-х годов XVII в. лучше всего изображена современником Коменского Богуславом Бальбином в его книге «Защита чешского языка» (1672). Патриот, скорбящий о судьбе своей родины, писал: «Чехия стала вторым отечеством для испанцев, французов, итальянцев, особенно же немцев, так что, стоит им покинуть первое свое отечество добровольно или вследствие преступления, у нас им готов радушный приём и прочное убежище, пускай хвалятся другие земли, что по нескольку дней угощают они чужестранцев в особых домах; у нас целая Чехия, как одна богадельня, где не только несколько дней, но и целую жизнь можно прожить хорошо, да еще и разбогатеть» 16.

Таково в общих чертах состояние общественно-экономического, политического и культурного развития многострадальной и героической родины Коменского, обусловившее его учение и его общественно-практическую деятельность.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ коменского

Долгая и содержательная жизнь Яна Амоса Коменского была такой же бурной, напряженной и трагической, как и история его родной Чехии.

Жизненный путь Коменского отмечен чрезвычайно интенсивной разносторонней научно-педагогической и общественной деятельностью. На протяжении всей своей жизни Коменский подвергался непрерывным преследованиям и притеснениям. Только талант, несгибаемая воля и страстная любовь к своей родине помогли Коменскому преодолеть все препятствия, встававшие на его пути с детства и до последних минут жизни.

Биография Коменского пока еще недостаточно изучена, хотя за последние годы как на его родине, в Чехословакии, так и в других странах, проводится большая работа по изучению его жизни и творчества. Главная причина недостаточной изученности биографии Коменского состоит в том, что его демократическое учение на протяжении двух с лишним столетий замалчивалось, особенно на его родине, где все чешское преследовалось и католической церковью и немецко-австрийскими захватчиками. Изучение биографии Коменского осложнялось и тем, что он жил и работал в разных странах: в Чехии, Польше, Венгрии, Швеции, Германии, Англии и Голландии.

В Чехословакии научная биография Коменского впервые была написана выдающимся чешским историком XIX в. профессором Франтишком Палацким, которому принадлежит капитальный труд «Жизнь Яна Амоса Коменского» (1865). Эта работа в 1869 г. была переведена на русский язык и напечатана в трудах Киевской духовной академии. За этим последовали довольно обширные биографические очерки Яна Зоубека («Жизнь Яна Амоса Коменского», 1871), Яна Кучеры («Новые материалы о биографии Коменского», 1891), Яна К в а ч а л ы («О месте рождения и годах молодости Коменского», 1891).

Новый этап в изучении жизни и деятельности великого «народного учителя» начался в Чехословакии после установления республики. Обстоятельной научной биографией Коменского является книга профессора Яна Вацлава Новака и Йозефа Гендриха «Ян Амос Коменский, его жизнь и сочинения» (1932). Особенно большая работа по изучению жизни и деятельности Коменского проводится в социалистической Чехословакии в «последние десятилетия. Начиная с 1945 г. в этой области создана богатая научная литература и напечатан целый ряд документальных материалов. Следует особо отметить возобновление издания специального органа «Acta Comeniana» (1957), издаваемого Чехословацкой Академией наук. В этом органе публикуются важные документы и статьи о жизни и деятельности Коменского.

Работа по изучению жизни и деятельности Коменского чрезвычайно оживилась в 90-х годах прошлого столетия в ряде стран, где отмечался юбилей — 300-летие со дня рождения Коменского. Особенно широкие масштабы принял юбилей в Чехословакии и России, где он превратился в настоящее педагогическое движение. Десятки статей о жизни и деятельности Коменского были опубликованы в Польше, Венгрии, Германии и других странах.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.