Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Ян Амос Коменский. Изд. 2-е - Страница 2

Б красноречивым свидетельством значения Яна Амоса Коменского и величия его учения является тот факт, что и сейчас, спустя 300 лет, построение школы в соответствии с идеями и принципами Коменского представляется еще идеалом».

Патриарх социалистической педагогики в Чехословакии академик Отокар Хлуп считал богатое педагогическое наследие Коменского одним из важнейших источников социалистической педагогики, а самого Коменского называл учителем народов, великим учителем учителей.

Выдающийся советский педагог Н. К. Крупская еще до Октябрьской социалистической революции писала: «У него (Коменского. — Д. Л.) есть очень много ценного для нас с точки зрения социализма».

Советская педагогическая наука, основанная на великих идеях научного коммунизма, проникнутая духом единственно правильной методологии — марксистско-ленинского диалектического материализма, является подлинной наследницей всего ценного и прогрессивного, что создано человечеством в области теории и практики воспитания. Советская педагогика не только не отвергает богатейший опыт, который в обобщенном виде дан прежде всего в сочинениях крупнейших педагогов прошлого, но и изучает их наследие, обогащая тем самым теорию коммунистического обучения и воспитания.

Одно из самых первых мест среди педагогов-мыслителей всех времен и народов принадлежит Яну Амосу Коменскому. В исследованиях советских ученых Е. Н. М е д ы н с к о г о, Н. А. Константинова, Н. К. Гончарова, А. А. Красновского, А. И. Пискунова, С. А. Фрумова, Д. О. Лордкипанидзе и других всесторонне рассматривается учение Коменского и его значение для современности.

Президент Академии педагогических наук СССР академик В. М. X в о с т о в в своем докладе на I сессии академии 6 февраля 1968 г. юворил: «Дальнейшее развитие педагогической мысли не может происходить также и без тщательного учета всего накопленного человечеством прошлого педагогического опыта. Об этой самоочевидной истине надо говорить потому, что в недалеком прошлом проявлялось пренебрежение к истории педагогики. Но без основательного знания высказанных ранее педагогических идей не может быть плодотворной разработки педагогической науки».

Предлагаемая монография является результатом исследовательской работы, которую автор проводит начиная с 30-х годов. В монографии освещены следующие вопросы: эпоха Коменского, его жизнь и деятельность, философские и общественно-политические воззрения Коменского, его общепедагогические идеи, учение о школе, дидактика, теория воспитания, взгляды на дисциплину и учителя, на школьное руководство и на воспитательную деятельность семьи. В последней главе рассматривается состояние комениологической работы в нашей стране и на родине Коменского. К книге приложен список основных трудов Коменского и перечень литературы о нем.

Монография не претендует на исчерпывающее освещение поставленных в ней вопросов. Каждый из них может стать предметом особого исследования. И все же данная работа, по мнению автора, будет способствовать изучению и освоению богатого педагогического наследия Коменского.

В процессе работы над монографией автор ознакомился со многими материалами в архивах и музеях Чехословакии и пользовался консультациями покойного академика Отокара Хлупа и покойного члена-корреспондента Академии наук ЧССР, профессора Иосифа В а и и. Автор приносит глубокую благодарность работникам Научно-исследовательского института педагогики имени Я. А. Коменского АН ЧССР и особенно д-ру Иосифу Б р а м б о-р е, доценту, д-ру Иржи Кира теку и д-ру Анне Стри-ж о в о й, а также директору Пражского научно-исследовательского института педагогики д-ру педагогических наук Мирославу Ц и п р о за внимание, проявленное ими, к данной монографии и их весьма ценные советы.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ЭПОХА КОМЕНСКОГО И ЕГО ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Л 1 и3нь’ деятельность и творчество каждой исторической личности развертываются в о-пределенную эпоху, в определенных условиях общественного развития. Поэтому без учета процессов и тенденций развития общественной жизни данной эпохи невозможно правильно оценить деятельность и творчество тех или иных исторических лиц, осознать социальный характер их мировоззрения, а также установить, что нового дали они по сравнению со своими предшественниками, в чем заключалась актуальность их воззрений для своего времени и какое они имели значение для будущего.

В этой главе мы попытались в той мере, в какой это необходимо для данной темы, осветить состояние общественного развития Европы, особенно Чехии, в эпоху Коменского и познакомить читателя с основными этапами жизни и деятельности великого педагога.

ЕВРОПА ВО ВРЕМЕНА КОМЕНСКОГО

Ян Амос Коменский жил и творил в XVII в. Этот век знаменателен в истории Европы, и в истории Чехии в частности, как век открытой борьбы между феодализмом и развивающимися капиталистическими элементами.

Начиная с XIV—XV вв. в городах Италии,, а затем других стран Европы появляются элементы капиталистического производства. В это время создается почва для первоначального капиталистического накопления, которое постепенно разрушает устои замкнутого феодально-натурального хозяйства.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.