Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Ян Амос Коменский. Изд. 2-е - Страница 4

Молодой эксплуататорский класс — буржуазия — ведет интенсивную работу по расширению мануфактур и капитала, по накоплению экономической мощи и установлению своего господства. Расширение капиталистического производства требовало беспрепятственного снабжения необходимым количеством сырья. В этом отношении буржуазия была связана с помещиками, которые со своей стороны были заинтересованы в том, чтобы в возможно большем количестве производить сырье и таким образом увеличить свои денежные доходы. Вместе с тем буржуазия нуждалась в дешевой рабочей силе, которую она могла получить из деревни. Поэтому буржуазии было выгодно обезземеливание крестьян, приводившее к их уходу в города. Процесс экспроприации крестьян в особенно широких масштабах происходил в Англии, где десятки тысяч согнанных с земли крестьян попадали в лапы буржуазии, подвергаясь нещадной эксплуатации. Очевидец экспроприации крестьян известный социалист-утопист Томас Мор писал: «Овцы стали настолько прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют, опустошают поля, дома, города и селенья... происходит переселение несчастных мужчин, женщин, мужей, жен, сирот, вдов, родителей с малыми детьми» К

Расширение промышленного производства изменило соотношение между городским и сельским населением. Происходит рост городов, классовая дифференциация городского населения. Город делается очагом и центром социальных движений.

Все социальные противоречия эпохи ярко выявились в недовольстве плебейского населения города и крестьянства, приводившем к открытой борьбе. Эта борьба со всей силой вылилась в так называемую Реформацию — движение, охватившее почти все страны Европы. Реформация не была только религиозной борьбой, которая велась против римского папы и католицизма в сфере идеологии, в первую очередь это движение было глубокой социально-классовой борьбой, в основе которой лежали материально-классовые интересы. «И во времена так называемых религиозных войн XVI столетия речь шла прежде всего о весьма определенных материальных классовых интересах» 4, — указывает Энгельс.

Дело в том, что католическая церковь, являвшаяся мощной опорой феодализма, невыносимым бременем лежала на плечах народа. Она не только грабила народ, но лишала его всяких прав, препятствовала его духовному развитию. Энгельс следующим образом охарактеризовал политическое господство римской церкви: «В руках попов политика и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались простыми отраслями богословия и к ним были применены те же принципы, которые господствовали в нем. Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона. Даже тогда, когда образовалось особое сословие юристов, юриспруденция еще долгое время оставалась под опекой богословия. А это верховное господство богословия во всех областях умственной деятельности было в то же время необходимым следствием того положения, которое занимала церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» [.

Господство римского папы и католической церкви не только лежало тяжелым бременем на трудящихся, но и тормозило развитие общества по капиталистическому пути. Необходимо было разорвать эти оковы, объединив для этого все общественные силы, подвергавшиеся притеснению со стороны католической церкви и выступавшие в той или иной форме против господства католицизма. Такими силами являлись: крестьянство, подвергавшееся двойному гнету со стороны дворянства и церкви, само дворянство, заинтересованное в ограничении прав духовенства и, главное, в захвате церковно-монастырских земель, а также бюргерство и все плебейское население городов, которое также подвергалось гнету и эксплуатации со стороны католической церкви.

Однако для борьбы против католицизма в первую очередь нужны были такие идеи, которые бы противостояли ему. «Ясно, что при этих условиях все выраженные в общей форме нападки на феодализм и прежде всего нападки на церковь, все революционные — социальные и политические — доктрины должны были по преимуществу представлять из себя одновременно богословские ереси. Для того, чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения, нужно было сорвать с них ореол святости» И в качестве такой ереси буржуазия выдвинула идею Реформации.

Как известно, родиной идей ранней Реформации считаются Англия и Чехия. Английский теолог профессор Оксфордского университета Джон Уйклиф (1320— 1384) и великий чешский просветитель, вождь национально-освободительного движения, ректор Пражского университета профессор Ян Гус (1369—1415) не только выявили антинародный, хищнический характер и моральное разложение католицизма и католической церкви, но и создали учение, легшее впоследствии в основу протестантизма и всего движения Реформации. Это движение представляло собой первое революционное выступление восходящей буржуазии против отживших феодальных классов.

Уйклиф в своих памфлетах и в целом ряде теологических трудов не только резко бичевал римского папу и его церковь, но требовал восстановления христианства в его первоначальном виде. Уйклиф противопоставил внутреннюю силу веры внешним дорогостоящим церковным обрядам и, главное, потребовал ликвидации должности римского папы и его иерархии, создания национальной церкви и ее подчинения государству.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.