Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Ян Амос Коменский. Изд. 2-е - Страница 5

Еще дальше пошел в своих требованиях Ян Гус. Он стал подлинным вождем крестьянства и городского плебейского населения. Демократический характер учения Гуса получил свое яркое выражение в великой борьбе народных масс, известной под именем гуситского движения.

Распространение гуситского движения не ограничилось Чехией. Оно оказало большое влияние на развитие общественного движения во многих странах Европы, особенно в Германии, где под знаменем Реформации в начале XVI в. начинается мощное выступление против экономических и политических устоев феодализма. Правда, Германия по своему экономическому развитию к этому времени отставала от Англии, Франции и даже Чехии. Она в XVI в. по-прежнему оставалась страной, раздробленной на феодальные княжества, и поэтому понятно, почему Германия не могла оказать значительного сопротивления грабежу римского папы и его агентов. Ни одна страна не приносила таких доходов римской церкви, как Германия. Энгельс писал: «Ни в одной стране эти церковные налоги не взыскивались — благодаря могуществу и многочисленности попов — с большим усердием и большей строгостью, чем в Германии» С Нужда народа, наличие многочисленных социальных, экономических и политических противоречий обусловили то, что здесь с первых же дней Реформация стала социальной борьбой, в основе которой лежали материальные интересы народа.

Как известно, в Германии открытая |борьба против католицизма началась в 1517 г. Во главе этой борьбы на первом этапе стал профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483—1546), резко выступивший против католической церкви, ее иерархии, системы индульгенций и др. В начале движения Лютера поддержали почти все социальные слои, даже светская феодальная аристократия, поскольку церковные налоги не только тяжелым бременем ложилась на крестьянство, но и значительно сокращали денежные доходы феодалов.

В ходе борьбы возникли три основных лагеря, представлявшие определенные социально-политические течения. В одном лагере объединялись все, кто был заинтересован в сохранении существующего уклада без изменения. По своему направлению это был консервативно-католический лагерь. Во главе его стоял император. Второй лагерь объединял буржуазно-реформистские элементы. По своему направлению он был бюргерско-буржуазным лагерем. Во главе этого лагеря стоял Лютер. Третий лагерь объединял плебейские массы — крестьян, ремесленников, низшие слои населения города и деревни. По своему направлению это был плебейско-революционный лагерь, во главе которого стоял славный сын немецкого народа Томас Мюнцер (1490—1525). Мюнцер последовательно защищал интересы народа как в области идеологии, так и своей практическо-революци-оиной деятельностью. «Томас Мюнцер... был настоящим демократом, насколько это было возможно в то время»5.

В ходе развернувшейся Реформации Лютер и его сторонники, напуганные расширением революционного движения и явным обострением борьбы, отступили от своих первоначальных позиций, ограничившись требованием незначительных реформ. Когда же плебейские массы в процессе самоотверженной борьбы выдвинули такие социальные требования радикального характера, как уравнение дворянства с крестьянами, патрициев и приви6 легированных горожан с плебеями, ликвидация всевозможных налогов, привилегий, имущественных различий и др., бюргерско-буржуазный лагерь повернулся спиной к массам и присоединился к реакционным силам. Лютер оказался в лагере противников движения.

Глава плебейско-революционного движения Мюнцер вкладывал в реформационное движение глубокое социальное содержание. Мюнцер давал высокую оценку борьбе таборитов и родину этого движения — Чехию — считал страной, где берет свое начало грандиозная борьба народов за освобождение от угнетателей.

Реформация и протестантское движение, главной движущей силой которых был народ, фактически расчистили путь буржуазии, позволили ей добиться целого ряда побед как в области экономической, так и в политической. В ряде стран была достигнута независимость от римского папы, ликвидирована церковная иерархия, дворянству удалось захватить в свои руки церковные земли.

Буржуазия, добившаяся своего в результате реформа-ционного движения, в ряде случаев уже сама использует католицизм и пытается поставить его себе на службу. Переход буржуазии на сторону католицизма повлиял на ход Тридцатилетней войны и на исход роковой для Чехии битвы у Белой горы в 1620 г.

Развитие капиталистического способа производства разрушало и изменяло не только экономическую и социальную основу феодальной формации, но и господствовавшую в эту эпоху идеологию. На развалинах старой идеологии возникла, сформировалась и развилась соответствующая эпохе качественно новая, более прогрессивная идеология. На новую, более высокую ступень поднялось сознание людей, их отношение к бытию. Марксизм учит: «Люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и

2  Заказ КШ продукты своего мышления» К Во всех областях идеологии происходил процесс перелома, основы которого заложили еще великие представители гуманизма Джованни Боккаччо (1313—1375), Леонардо да Винчи (1452—1519), Т о м а с Мор (1478—1535), Ф р а н-суа Рабле (1494—1553), Эразм Роттердамский (1466— 1536), Томмазо Кампанелла (1568— 1639) и другие.

17


Как известно, в средние века на протяжении нескольких столетий церковь отвергала большую часть культурного наследия античного мира. Энгельс пишет: «Средневековье развилось на совершенно примитивной основе. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию и юриспруденцию, чтобы начать во всем с самого начала... В результате, как это бывает на всех ранних ступенях развития, монополия на интеллектуальное образование досталась попам, и само образование приняло тем самым преимущественно богословский характер» 7.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.