Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Ян Амос Коменский. Изд. 2-е - Страница 7

Это положение Бэкона и с социальной точки зрения имело для своего времени исключительно большое прогрессивное, можно сказать, революционное значение. Этим положением отвергаются всевозможные наследственные, сословные и другие привилегии, которыми на протяжении столетий пользовалась светская и духовная феодальная аристократия. Метод Бэкона открыл путь народу к истинному знанию.

Как известно, Бэкон явился родоначальником материалистического эмпиризма в гносеологии нового времени. Его основная формула: не может быть ничего, в сознании, что раньше не было бы дано в ощущении. Для него внешние ощущения — необходимый источник познания. Единственным истинным знанием для Бэкона является знание, полученное путем внешних ощущений. Однако в то же время Б'экон резко выступает против такого эмпиризма, который только на поверхности накапливает опыт и не проникает в сущность явления. Поэтому он особенное значение придает эксперименту. По его мнению, только опыт и наблюдение дают возможность сделать правильные выводы. Истина соответствует самому внешнему опыту. Бэкон критикует известного греческого философа Протагора, считавшего человека мерой всех предметов. Он пишет: «Одни умы склонны к почитанию древности, другие охвачены любовью к восприятию нового. Но немногие могут соблюсти такую меру, чтобы и не отбрасывать то, что правильно положено древними, и не пренебречь тем, что правильно принесено новым. Это приносит большой ущерб философии и наукам, ибо это скорее следствие увлечения древним и новым, а не суждения о них. Истину же надо искать не в удачливости какого-либо времени, которая непостоянна, а в свете опыта природы, который вечен. И потому эти влечения должны быть - устранены и следует смотреть за тем, чтобы они не подчинили себе ум» 12.

Бэкон не был до конца последователен, он не мог избегнуть обусловленной эпохой ограниченности и придерживался теории двойственной истины. Согласно этой теории одна истина берет свое начало от божества, а вторая — от земли. Постичь первую можно путем божественного вдохновения, а вторую — посредством чувств. Но, несмотря на эту непоследовательность, главные проблемы идеологии своей эпохи Бэкон решает в общем с материалистических позиций. Исходя из своего основного положения о том, что наука должна служить развитию сил человека и его господству над природой, все большему совершенствованию практической деятельности человека и его благосостояния, Бэкон не только требует полного обособления науки от религии и от всяческих теологических догм, но и своим индуктивным методом открывает путь для развития подлинной науки на почве качественно новой методологии, на почве материализма. Материалистическо-индуктивный метод познания, несмотря на некоторую свою ограниченность и односторонность, оказал величайшее влияние на развитие новой идеологии вообще, общественной мысли и педагогической мысли в частности.

Таковы вкратце общее направление и характер общественного развития Европы в эпоху разложения феодализма и начала капиталистической эры — в ту эпоху, когда жил и творил Ян Амос Коменский.

ЧЕХИЯ в ЭПОХУ КОМЕНСКОГО

Новые явления в общественно-экономической и культурной жизни Европы XVI—XVII вв. ярко проявились на родине Коменского — в Чехии. Чешский народ, имевший высокую культуру и большое историческое прошлое, часто находился в самом центре крупных общественных явлений того времени. Чехия в XVI в. была той почвой, на которой выросло учение Коменского. Забота о благополучии родного народа, независимости и свободе родины — стержень всей деятельности Коменского; этими жизненными интересами проникнуто его разностороннее творчество, каждый его труд, начиная с такого социально-философского трактата, как «Лабиринт света и рай сердца», и кончая бессмертным школьным учебником «Мир чувственных вещей в картинках».

Гуситское движение оставило неизгладимый след на всем развитии общественной жизни Чехии в последующие века. То или иное отношение к гуситскому движению со стороны общественного течения или отдельного общественного деятеля является своеобразным критерием для его оценки. Академик Зденек Неедлы пишет: «Скажи мне, какого ты мнения о гуситах, и я скажу тебе, кто ты». Учение и практическая деятельность Коменско-го возникли на общей почве идеологии гусизма, и всякое комениологическое исследование должно учитывать это обстоятельство.

Гуситское движение в Чехии — это национально-освободительное и широкое социально-религиозное движение, имеющее всемирно-историческое значение. В нем отразились великие революционные традиции чешского народа, его свободолюбивый дух, демократизм и гуманизм, высокое патриотическое сознание и готовность пожертвовать собой на благо родины, бороться против национального гнета за высокую идею равенства народов.

Гуситское движение было подготовлено всем историческим развитием Чехии и оказало влияние на ее развитие в последующие столетия.

Общественные процессы, протекавшие на территории Чехии, начиная с древнейших времен, в большой мере определили историческое развитие Европы, особенно Центральной Европы.

В составе населения, проживавшего на земле нынешней Чехии в период, предшествовавший нашей эре, и в начале нашей эры, произошли большие изменения. Но уже в VI—VII вв. среди других племен, живших на территории Чехии, основное ядро составляли славяне. К тому времени они уже занимали господствующее положение в бассейне Дуная. С появлением железа в Чехии значительное развитие получило земледелие. Страна в экономическом отношении шагнула далеко вперед. В Чехии были развиты такие отрасли домашнего производства, как ткацкое ремесло, кожевенное, кузнечное дело. Славяне прославились во всей тогдашней Европе и за ее пределами и в области прикладных искусств, особенно в ювелирном деле. Уже в конце VIII — начале IX в. возникли «грады» (крепости) —поселения нового типа. Эти «грады» первоначально служили задачам защиты от врага и строились в труднодоступных местах. В «градах» постепенно развивается ремесло, возникает рынок. Таким образом, на территории Чехии появляются типичные для средневековья города: Прага, Любнице, Нитра и др., число которых все более возрастает вместе с развитием ремесла и торговли. Важные изменения происходят не только в экономической области, но и в политическом и культурном развитий: страны. В IX в. славянские племена, населявшие Чехию и Моравию, образовали государство Великой Моравии. Сюда из Византии были приглашены славянские ученые — братья Кирилл (Константин) и Мефодий. Кирилл был создателем славянского алфавита, положившего начало письменности - на старославянском языке — литературном языке, общем в то время почти для всех славян. С именами Кирилла и Мефодия связано распространение в Чехии христианства, а также старославянского языка, что сыграло большую роль в ее культурном развитии.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.