Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Ян Амос Коменский. Изд. 2-е - Страница 8

В конце IX в. католичество было объявлено официальной религией во всей Чехии, и с этих пор оно, как идеология господствующего класса, способствовало укреплению феодального строя. За установлением господства католицизма в Чехии последовало вытеснение родного языка из богослужения и системы образования и введение совершенно чуждого для народа латинского языка. Все это вызвало всеобщее сопротивление; борьба за родной язык стала одной из важнейших составных частей национально-освободительного движения Чехии во все времена и на всех его этапах.

В историческом развитии чешского народа большое значение имел быстрый рост г. Праги, который со времени установления господства династии чешского происхождения Пржемысловичей стал не только столичным городом, но уже с начала X в. становится центром экономической, политической и культурной жизни страны. Прага с. этого времени стала, как говорят чехи, мозгом и сердцем Чехии.

Одновременно с общим развитием страны и ростом городов происходит усиление феодального гнета крестьян, а это вызывает с их стороны все растущее сопротивление: бегство с помещичьих земель, выступления против церкви с еретическими лозунгами, прямые выступления против феодалов и т. д. Так же выступали против церковных и светских феодалов ремесленники, подвергавшиеся жестокой эксплуатации.

Начиная с последних десятилетий XII в. в Чехии наблюдается новый подъем сельского хозяйства и ремесла. Быстро развиваются добыча и обработка железа, золота и серебра. Уже в первой половине XIII в. возник известный горнорудный центр — г. Иглава. В том же столетии Бела, Немецкий Брод, Хотеборж, Пржибислав и другие приобретают известность как города серебряных рудников, а в окрестностях городов Книн, Илов, Помук, Седл-чаны уже ведут добычу золота; обнаружено олово у Славкова, Красно, Прамена; свинцовые рудники — у Стршибро, в Олови и Индржиховиц. Открытие же крупного месторождения серебра у Кутной Горы сделало этот город в XIV в. центром горнорудного производства всей Чехии.

Успешно развивается торговля внутри страны и за ее пределами — с Германией, Венгрией, Венецией, Польшей, Россией, Грецией, Францией и другими странами. Чехия покрывается сетью новых населенных пунктов; возникают новые и растут старые города; расширяются сухопутные и речные перевозки. В это великое экономическое движение втянулись светские и духовные феодалы. В руках церкви сосредоточилась почти половина всех пахотных земель, а в городах с разрешения короля и крупных феодалов в большом количестве поселились немецкие колонисты, завладевшие торговлей и ремесленным производством. Немецкая колонизация в широких масштабах коснулась и деревни, что значительно ухудшило положение чешского крестьянства.

Сдвиги, происшедшие в экономике страны, вызвали изменения социального характера. Происходит дифференциация бюргерского населения. В цеховых кругах имущественные различия принимают резко выраженный характер. Плебейское население города подвергается все большей эксплуатации как со. стороны местных феодалов, так и со стороны немецких колонизаторов и римской католической церкви.

Развитие торгово-товарных отношений и распространение денежной ренты еще более ускорили процесс дифференциации крестьянства и обострили противоречия между классами.

Вместе с расцветом экономики Чехии усиливается и ее политический вес в Европе. Чешский король Карл I вскоре после своего вступления на чешский престол в 1346 г. был избран императором Священной Римской империи. под именем Карла IV (1347—1378). Это был период централизации и могущества феодальной Чехии.

Однако в это же время во внутренней жизни страны наблюдается поход против всего национального. Национальные права и интересы народа ущемляются почти во всех сферах общественной жизни. Немецкие колонисты, с одной стороны, и главари католической церкви — с другой, вели совместное наступление против всего собственно чешского и преследовали чешскую культуру. Официальными государственными языками считались немецкий и латинский. Поэтому понятно, что в Чехии особенно сильно классовые интересы трудящихся переплетались с их национальными и религиозными интересами.'Все это наложило отпечаток на общественное движение в Чехии.

Несмотря на противодействие со стороны немецких колонистов и католической церкви, народ развивает свою национальную культуру, науку, литературу, искусство. Смил Фляшка из Пардубиц, Ян из Стршеды, Козьма Пражский, Ярлох, Петр Житавский и другие славные сыны чешского народа отстаивали родной язык и литературу, науку, (искусство. Памятники искусства Чехии VIII—XIV вв. и сегодня вызывают восхищение.

Во всей истории чешской культуры, науки и общественной мысли совершенно особое место занимает прославленный Пражский университет — один из древнейших университетов в Европе, основанный Карлом IV в 1348 г. Пражский университет, или, как его и поныне называют в Чехии, Карлов университет, был не только очагом просвещения, культуры и науки в Чехии, но и источником новых социальных идей и движений. Душой университета в конце XIV — начале XV в., создателем его великих традиций был магистр Ян Гус. Именно Пражский университет стал идейной колыбелью гуситского движения.

Таким образом, весь ход общественной жизни Чехии подготовил почву для гусизма и гуситского движения, на долгое время определивших пути исторического развития чешского народа. Все прогрессивные революционные требования эпохи и учения Гуса нашли свое выражение в девизе «Народ, .родина, свобода!». Яна Гуса чешский народ назвал «отцом» и «национальным героем». Ян Гус всегда был знаменем в национально-освободительной борьбе чешского народа против угнетателей.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.