Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Ян Амос Коменский. Изд. 2-е - Страница 9

Все учение Гуса проникнуто интересами народа и отечества. Это учение выражало мировоззрение трудового крестьянства и плебейского городского населения эпохи разложения феодализма и возникновения новой, капиталистической формации. Такие его основные черты, как демократизм, гуманизм и патриотизм, сохраняют свое значение и в наши дни.

Историческое значение Яна Гуса в том, что он стал одним из руководителей и вдохновителем освободительного движения чешского народа, и в том, что его рефор-мационное учение оказало большое влияние на весь ход дальнейшего развития общественной мысли в Чехии.

Что является главным в учении Гуса? Прежде всего следует учесть, что выходец из крестьянской среды Ян Гус, получивший широкое по тем временахМ образование в Пражском университете под непосредственным руководством чешских ученых Штепана из Колина, Микулаша из Литомышле, Яна Штекны и других и ставший магистром свободных искусств, профессором и ректором университета, прошел сложный путь в развитии своего мировоззрения. В мировоззрении Гуса четко выразился двойственный характер эпохи. Христианская религия, хотя и не католико-иерархическая, а протестантско-ор-тодоксальная, — вот одна из главных линий в мировоззрении Гуса; гуманизм и реализм — такова вторая линия его мировоззрения. Однако обе эти линии имеют один исток: стремление к освобождению трудящихся от эксплуатации католической церкви и немецкого засилья. Учение Гуса в целом служит решению именно этой основной задачи. Вся его жизнь, начиная с пламенной речи, произнесенной в 1396 г. в Каролинской коллегии Пражского университета, в которой Гус разоблачил католическую церковь, паразитическую жизнь духовенства и выдвинул требования коренной церковной реформы, и кончая последним мужественным призывом, произнесенным им с костра, была направлена против насилия и несправедливости и проникнута возвышенными идеями самоотверженного служения народу, родине. Деятельность Гуса была деятельностью не только богослова, но и ученого, политического идеолога и революционера.

Основные положения Яна Гуса, развитые в его многочисленных трудах, содержали такие требования, как подчинение церкви светской, государственной власти и ликвидация прав римского папы, отмена существующего церковно-иерархического строя и восстановление традиций раннехристианской церкви, отнятие земель у церкви и ликвидация церковной собственности вообще как не соответствующей христианской доктрине, запрещение роскоши духовенству, отмена индульгенций, запрещение широко распространенной в католической церкви торговли духовными должностями (так называемой симонии), отмена церковных налогов и многое другое. Ян Гус. в сво^ их трудах и проповедях резко выступал против богачей и купцов, разоблачал их как обманщиков народа, совратителей, слуг дьявола, разорителей трудящихся города и деревни. Так же выступал он против светской помещичьей аристократии.

В истории национально-освободительного движения особое место заняла борьба Яна Гуса за восстановление, защиту и дальнейшее развитие родного языка. Он не только разоблачил антинародный характер преследований чешского языка со стороны католического духовенства и немецкого патрициата, но и в своем «Разъяснении десяти божественных заповедей» и других трудах резко выступил против засорения чешского языка немецкими и латинскими словами, обосновал общенародное, нацио-йальное значение восстановления на родном, чешском языке богослужения в церквах и обучения в школах. Ян Гус сделал защиту родного языка одним из важнейших программных требований национального движения чешского народа. Очень велика заслуга Яна Гуса в разработке литературного чешского языка.

В великой борьбе, развернувшейся в конце XIV — начале XV в., против католической церкви особо значительные результаты дали те проповеди, которые Ян Гус в начале XV в. произносил в знаменитой Пражской Вифлеемской часовне на родном языке. Уже в 1412 г. во главе с Яном Гусом население Праги открыто выступает против католического духовенства. Эти выступления пражского населения подняли всю Чехию и положили начало всенародному национально-освободительному движению, в котором участвовали почти все слои чешского населения. Ян Гус был не только идейным вождем, но и практическим руководителем этого движения.

На эту справедливую борьбу чешского народа католическое духовенство и немецкие феодалы ответили 28 огнем и мечом. Однако они не сумели сломить героический дух чешского народа даже смертной казнью Яна Гуса и его ближайшего соратника Иеронима Пражского. Наоборот, казнь национального героя Яна Гуса вызвала невиданную ярость народа, послужила толчком к новому могучему подъему народного движения. Вся Чехия — города и села, женщины и мужчины, молодые и старики — была охвачена этим движением. Народ восстал. Гу-сизм стал победоносным антифеодальным революционноосвободительным движением.

В истории гуситского движения совершенно особое место занимает его левое направление — движение табо-ритов. Это движение началось 22 июля 1419 г, в Южной Чехии, на Бржезовской горе (в дальнейшем эту гору, как и основанный ими город, участники гуситского движения назвали библейским именем — Табор), где были произнесены великие гуситские проповеди. На этих проповедях присутствовало свыше 42 тыс. человек из разных городов и сел Чехии, в том числе из Праги, Домажлице, Градца Кралове. Аналогичные проповеди были произнесены на Беранской горе в Моравии, вблизи г. Божице, и в других местах. Это массовое движение было поддержано плебейским населением Праги, во главе которого стал знаменитый гуситский проповедник Ян Желивский. Ян Же-ливский проклинал всех: королей, князей, патрициев, прелатов, священников, купцов, богатых цеховых ремесленников и других, кто сам не работал, а жил чужим трудом. Он объявил жестокую борьбу существующему строю. 30 июля 1419 г. в Праге вспыхнуло восстание ремесленников. Восставшие под защитой вооруженных отрядов вышли на улицы. Вооруженными отрядами и восстанием в целом руководил выдающийся полководец, последователь Гуса Ян Жижка (1360—1424).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.