Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Японский опыт решения социально-экономических проблем - Страница 10

Признавая, что по размерам ВНП, уровню жизни, внешнеполитическому и культурному влиянию Япония не занимает ведущего положения, Э. Фогель указывает, что "Япония, несомненно, первая страна мира по эффективности, с которой ее нынешние институты справляются с текущими проблемами постиндустриальной эры. Учитывая ограниченность территории и природных ресурсов и перенаселенность Японии, ее достижения по экономической продуктивности, по уровню образования, здравоохранения и по контролю за преступностью представляются единственными в своем роде. Этот успех тем более поразителен, если принять во внимание, как отставала Япония во многих из этих сфер не только в 1945 г., но даже в середине 50-х годов, когда в основном завершилось восстановление страны после второй мировой войны" (с.22).

Характеризуя "японское экономическое чудо", Э. Фогель указывает, что сразу после второй мировой войны даже многие японцы сомневались, что их страна, равная по размерам штату Монтана (четвертому по величине штату США) и практи-.чески не обладающая природными ресурсами, сможет прокормить сто с лишним миллионов человек. К 1952 г., когда закончилась оккупация, Япония почти достигла довоенного уровня производства, но ее. ВНП был чуть больше 1/3 ВНП Франции или Англии. К концу 70-х годов ВНП Японии был равен ВНП Франции и Англии, вместе взятых, и превышал 1/2 ВНП США. Используя сравнительные преимущества вначале в издержках на оплату рабочей силы, а затем в экономии, обусловленной ростом масштабов производства, в современной технологии и организации производства, Япония шаг за шагом создала высококонкурентоспособные отрасли промышленности. Так, Япония не только выплавляет почти столько же стали, сколько США, но делает это на более современных и эффективных заводах. В 1978 г. из 22 крупнейших современных доменных печей мировой металлургии ни одна не была американской, а 14 были японскими. Благодаря более современным заводам и более высокой производительности труда в японской метал-

34

Лургии японская сталь брала верх над американской на рынках США и других стран (с.10).

Описывая успехи Японии в области машиностроения,

Э. Фогель напоминает, что в 1958 г. Япония произвела менее 100 тыс. легковых автомобилей, и западногерманская компания Фольксваген еще в начале 70-х годов была главным экспортером автомобилей в США. Но вскоре ее обошли японские компании Тоёта и Ниссан (Дацун), а в 1978 г. и Хонда. Всего в 1977 г. Япония экспортировала 4,5 млн. автомобилей, в том числе 2 млн. в США, в то время как на японском рынке было продано только 15 тыс. американских автомобилей (с. II). При свободном действии рыночных сил японокий экспорт автомобилей в 1978 г. был бы значительно более высок, но Япония предпочла искусственное сдерживание экспорта политическим трениям с Западной Европой и США. В конце 70-х годов из-за того, что издержки производства новых японских судов были на 20-30$- ниже, чем в странах Западной Европы, эти страны были вынуждены прибегнуть к нерыночным механизмам ограничения импорта судов из Японии. Это поставило японские судостроительные компании перед необходимостью работать с низкой загрузкой производственных мощностей, но и при этом, производя около половины мирового тоннажа судов, Япония опережала в судостроении Западную Европу и США, вместе взятые.

В начале 50-х годов японские радиоприемники, магнитофоны, проигрыватели были менее конкурентоспособны, чем американские, но вскоре они заняли господствующие позиции на рынке. Часовая промышленность Японии затмила прославленную швейцарскую часовую промышленность. Выпуск Японией мотоциклов привел к практической ликвидации их производства в Англии, а в США из нескольких самых преуспевающих в этой отрасли компаний только одна - неяпонская. Довоенное немецкое господство в производстве фотокамер и линз сменилось японским; Япония доминирует и в производстве оптического оборудования. Даже в производствах, далеких от

Японских традиций, японские компании часто опережает своих западных конкурентов. В 70-е годы объем продажи пианино фирмой Стейнвей и другими американскими фирыаш намного уступал объему продажи японской компании Ямаха. Приоритет Японии распространился и на производство велосипедов, лыжного оборудования, застежек-молний, керамики.

Попытки объяснять эти успехи Японии дешевизной рабочей силы представляютоя Э. Фогелю устаревшими, так как в 1978 г. о учетом девальвации доллара и ревальвации иены номинальная заработная плата оказалаоь в Японии даже несколько выше, чем в США5). При объяснении японокого превосходства гораздо важнее принимать во внимание обновление оборудования и рост производительности труда. По оценке американского экономиста Д. йоргенсона, по новизне оборудования, применяемого в обрабатывающей промышленности, Япония обогнала США в 1973 г. В 1975 г. один японский рабочий, занятый в автомобильной промшленности, тратил 9 дней на выпуск продукции стоимостью в I тыо. фунтов стерлингов, а в Англия рабочий'Йейланд моторе"тратил на это 47 дней. В 1976 г. ни в одной из ведущих западноевропейских автомобильных компаний (Фиат, Рено, Фольксваген) работник не смог произвести за год 20 автомобилей, на каждого работника в Яиссан и Тоёта пришлооь ооответотвенно по 42 и 49 автомобилей. В 1962 г. производительность труда в японской металлургии была вдвое ниже, чем в Англии, а в 1974 г. она в два-три раза превосходила английский уровень (0.13-14).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.