Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Японский опыт решения социально-экономических проблем - Страница 7

1)См. в частности: Япония / Отв. ред. Певзнер Я Д. и др.* М., 1981. - 429 с.; Хлынов В. Н. Рабочий класс Японии в условиях научно-технической революции. - М., 1978» - 248 о,| Зайцев В. Вопросы охраны окружающей среды в Японии. - Мировая экономика и междунар. отношения, М.: 1979. Л X, с.117-126: Соколов А. п. Неравенство возможностей в получении образования в Японии. - В кн.: Япония 1979. Ежегодник. М., Наука, 1960, 0.139-149.

Как в японском обществе в целом, так и в его отдельных институтах.

Во-вторых, западные эксперты указывают на более искусное сочетание централизованного и стихийно-рыночного начал в развитии японского общества, в основе которого лежит большая (по крайней мере по американским стандартам) активность государства, разрабатывающего общие программы-ориентиры развития, определяющего отепень важности общенациональных задач и умело регулирующего действие рыночных оил, порой поощряя, а порой одерживая их в интересах реализации этих задач. Так, в области экономики роль японского государства, по мнению Э. Фогеля, заключается в том, чтобы "воздавать условия для сильных частных игроков", а в области охраны окружающей среды обитания, как отмечают эксперты ОЭСР, "японский подход к снижению загрязнения... покоится в основном на "административном руководстве" в духе скорее плановой, чем рыночной экономики"*'.

В-третьих, из представленных в сборнике работ хорошо видны взаимосвязь достижений Японии в различных областях и определяющее значение двух центральных общественных институтов - производственных организаций и учебных заведений (начальных и оредних школ), работа которых во многом обусловливает успехи в других областях. Тесная интегрированность работников в японских производственных организациях, удовлетворенность японцев своей работой, как указывает Фогель, способствуют ослаблению отчуждения, вызывающего преступные действия. А достигаемое в школах Японии более высокое, чем на Западе, равенство умственного развития, мотивации и ценностных ориентаций учащихся, по утверждению УЛаммингза, ведет к "егадитаризации” прочих социальных институтов Японии.

В-четвертых, в материалах оборника содержатся прямые и косвенные свидетельства той важной роли, которую играют

Ом. с.60 и 227 данного сборника.

24

Прогрессивные силы Японии, ее профсоюзы и оппозиционные политические партии в социальном развитии страны, ведя борьбу против неравномерного распределения плодов экономического роста и против нарушения социальных прав трудящихся. Например, значение деятельности прогрессивного Японского союза учителей (Никкёсо), на практике отстаивающего демократические идеалы образования, столь велико, что не ограничивается только сферой просвещения; по мнению У. Кам-мингза, этот "профсоюз - главный источник послевоенных изменений" в направлении эгалитаризации в послевоенной. Японии^ . Следует напомнить, что и система пожизненного найма, охватившая после войны значительную часть японских трудящихся, - итог настойчивой борьбы профсоюзов.

Деятельность профсоюзов подкрепляется значительным влиянием, которым располагают оппозиционные партии в местных органах власти. По некоторым оценкам, в 1978 г. 42? населения Японии (48 млн. человек) проживали на территории, управляемой "местной администрацией сил обновления"^. Участие представителей этих партий, несомненно, благотворно сказалось на решении экологической проблемы в Японии*^, на демократизации, хотя и ограниченной, работы на-

^ О«, с.241-242 данного сборника.

2)дзититай мондай то Нихон кб: оанто:. - Токио, 1979. -325 с» - На яп. яз.

Проблемы местного самоуправления и Коммунистическая партия Японии.

'По признанию экспертов ОЭСР, "отчасти потому, что они ближе к нуждам и запросам населения, отчасти по чисто политическим причинам местные органы власти часто были более изобретательны и строги, чем центральное правительство" (с.228 данного сборника).

Чальной и средней шнол^, систем здравоохранения и социального обеспечения'Нельзя игнорировать и воздействие оппозиционных партий на принятие решений в японском парламенте.

Основные конкретные рекомендации сторонников "япони-зации Запада" касаются, главным образом, экономики и сводятся к подготовке отличающейся высоким профессионализмом и служебным рвением бюрократической элиты, проведению государством активной структурной политики, перестройке организации и управления западными компаниями с учетом важнейших элементов японского стиля менеджмента, что в целом призвано способствовать объединению интересов западных индивидов и возрождению в их сознании коллективистских ценностей, Какова же идеологическая и практическая реакция на эти рекомендации в западных странах? В США, где пропаганда японского опыта ведется, пожалуй, наиболее активно, она вызывает противоречивые отклики, в общем тяготеющие к двум полярным направлениям. Первое направление - это теоретическое одобрение и попытки практического усвоения японских методов и систем наиболее трезвомыслящими амери-

¦^Не случайно в Киото, где, как известно, демократические силы в течение 28 лет руководили муниципалитетом, было достигнуто наиболее заметное выравнивание умственного развития учащихся средней школы (Cummings W. K. Education ana equality in Japan. - Princeton, 1980, p» 174—175), 0 попытке демократической реформы среднего образования прогрессивным муниципалитетом в Токио, доказывающей и ограниченность таких локальных реформ в рамках капиталистической Японии, см,: Rohlen T. F, le Japanese education becoming 1евв egalitarian? s Notes on high school stratification and reform. - J. of Jag. studies, Seattle, 1977, vol.2, N 1, p.37-70. - Реферат см. : PK "Общественные науки за рубежом, сер. 2.9, 79.06.055.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.