Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Японский опыт решения социально-экономических проблем - Страница 9

Ibid., p.425.

3)Накагава Япухиро. Нихон косо сэкай-ити-но фукуси те: дайкоку да. - Тю:о:; когрон, Токио, 1978, т.98, ж 8, с.98.-Иа яп. яз.

Вое это необходимо иметь в виду, отделяя действительно происходящие в японском обществе одвиги от их на-цион ал-шовинистской интерпретации.

В целом раотущее на Западе внимание к механизмам, обеспечивающим более уопешное социально-экономическое развитие Японии, представляет интерес и для советских об-щеотвоведов как идейно-теоретическое отражение объективного закона неравномерности экономического и политического развития капитализма.

А. И.Соколов

ФОГЕЛЬ Э. Ф.

ЯПОНИЯ - ПЕРВАЯ В МИРЕ: УРОКИ ДЛЯ АМЕРИКИ VOGEL В. Р.

Japan ав number one t Leaaona for America. - Cambridge (Mass.); London : Harvard unlv. press, 1979. - XIII,272 p. - Bibliogr. i p.259-265.

Профессор социологии и председатель Совета по восточное зиатским исследованиям в Гарвардском университете Э. Фогель начинает свою работу с признания, что в последние годы он, как и многие американцы, испытывает вое большую озабоченность по поводу того, что происходит в (Ж: его тревожат утрата доверия населения к правительству, трудности в решении проблем преступности, организации городов, безработицы, инфляции и дефицита государственного бюджета. В 1960 г., когда автор впервые вернулся из Японии в США, у него не вызывало сомнений общее превооходот-во американского общества и американских инотитутов. Но дальнейшее развитие США и Японии привели его к убеждению, что "при ограниченности ресурсов Япония успешно справилась с большим числом проблем постиндустриального обцеотва, чем любая другая страна. В этом смысле я пришел к мнению, что японцы - нация номер один" (с. УШ).

По признанию Э. Фогеля, приступая к работе, он намеревался проследить, как доородетели японцев (их трудолюбие, настойчивость, самодисциплина и чувствительность к мнению окружающих) содействовали их успеху в различных областях. Но в дальнейшем он убедился, что "успехи Японии объясняются не столько традиционными чертами национального характера, сколько особенностями организационных структур, разработкой программ мероприятий, и сознательным планированием" (с. И).

Цель своей книги Э. Фогель видит не в том, чтобы представить завершенную уравновешенную картину того, как работает японское общество и как оно формирует индивида, а в том, чтобы описать некоторые аспекты "японской национальной оистемы”, которые настолько эффективны, что служат уроком для Америки. При этом, по мнению автора, японские институты служат для Америки особенно полезным образцом для изучения по нескольким причинам.

Во-первых, в отличие от западных стран Япония сознательно изучила и перестроила все традиционные институты, руководствуясь соображениями рациональности. За последние НО лет японские институты подвергались существенному пересмотру дважды - в конце XIX и в середине XX в., когда "руководители Японии попытались отобрать институты, отвечавшие обстоятельствам, в которых оказалась страна, и ее культурным традициям. Возникшие институты больше напоминают не традиционные японские, а иностранные модели, но японские руководители старались отобрать лучшие модели и произвести в них затем дополнительные усовершенствования. Готовясь к их отбору-, Япония заручилась специалистами, которые анализировали сильные и слабые стороны сопоставимых институтов во всех современных странах; нет страны более искушенной в оценке эффективности существующих институтов и в их создании или перестройке путем рационального планирования для удовлетворения будущих потребностей"

(о.5).

Во-вторых, Япония как единственная незападная из "индустриальных демократических стран" наиболее своеобразна.

В-^ретьих, в силу обстоятельств Япония первой столкнулась с проблемами, которые только начинают тревожить Америку. Для Америки вое более настоятельными становятся контроль государства за энергетическими ресурсами и загрязнением среда обитания, за территориальными перемещениями населения; проведение единой общенациональной политики в облаоти налогообложения, обеспечения благосостояния, образования, торговой политики, оообразувдейся оо сравнительными преимуществами американской экономики. Во всех этих областях Япония отолкнулась с теми же проблемами раньше и реагировала на них более энергично. Практически не обладающая природными ресурсами, Япония давно была вынуждена прибегнуть к общенациональной энергетической политике, необходимость которой признаетоя теперь и Америкой. В 1868 г. при наличии более, чем 250 феодальных князей Япония было труднее вступить в конкуренцию с другими странами, чем Америке в 1776 г., и пришлось упорнее добиваться авторитета государственной власти. В течение 100 с лишним лет, стремясь избежать подчинения иностранцам и догнать передовой Запад, японское правительство должно было взять на себя руководство в решении различных вопросов планирования отраолей, перестройки, модернизации и свертывания приходящих в упадок отраслей - руководство, которое только теперь признается желательным и в Америке, Как малый остров, зависящий от заграничных источников сырья и рынков сбыта, Япония давно начала развивать внешнеторговую политику, которую я Америка теперь считает на-оущной. Таким образом, Япония выотупила пионером в разработке политики, подходящей в нынешних новых обстоятельствах для Америки.

В-четвертых, Япония служит полезным примером потому, что японские институты оказались исключительно удачными.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.