Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Западный Тюркский каганат. Кульурное наследие казахских степей - Страница 1

Айман Досымбаева


Западный Тюркский каганат. Кульурное наследие казахских степей - Страница 1

Западный Тюркский каганат



КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАЗАХСКОЙ СТЕПИ


Западный Тюркский каганат. Кульурное наследие казахских степей - Страница 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ ИМ. А. X. МАРГУЛАНА



Аймаи Досымбаева



Западный Тюркский ииМ каганат



КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАЗАХСКОЙ СТЕПИ



ББК 63.4 Д 70



Досымбаева Айман



Д 70 Западный Тюркский каганат. Культурное наследие казахских степей. - Алматы, 2006 - 168 с.



18ВЫ 9965-9675-4-7



Рецензенты:  доктор  исторических наук, профессор М. Жолдасбеков



Кандидат исторических наук 3. Самашев



Монография посвящена уникальному культурному наследию тюркских кочевников Западного Тюркского каганата, дошедшего до современности в многочисленных культовых мемориалах двух святилиш Жайсан и Мерке, локализованных в центре земель государства и именовавшихся в источниках, народом он ок; будун/десяти стрел.



Яркое наследие средневековых тюрков, представленное в материалах тюркского монументального искусства, храмах со статуями, наскальных рисунках, родовых тамгах, алтарях и рунической письменности по-прежнему занимают свое исходное положение на территории казахской степи. Все вновь открытые и изученные памятники воссозданы и представляют образцы наследия тюркских народов, внесших неоценимый вклад в сокровищницу мировой цивилизации.



Издание рекомендовано специалистам по археологии, тюркологии, историкам, культурологам, как учебное пособие в процессе преподавания в вузах и школах по истории тюркских народов и адресуется широкому кругу читателей.



ББК 63.4



Д 0504000000 00(05) 06



© Досымбаева А., 2006 © ОФ «Тюркское наследие», 2006



ISBN 9965-9675-4-7



Государственная программа Республики Казахстан «Культурное наследие» на 2004-2006 годы



Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 13 января 2004 года №1277.



Цель; развитие духовной и образовательной сферы, обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия страны.



Задачи: воссоздание значительных историко-культурных и архитектурных памятников страны. Создание целостной системы изучения культурного наследия, в том числе национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев. Основные направления сохранения и возрождения культурного наследия;



* осуществление археологических исследований древних и средневековых памятников, создание на их базе заповедников-музеев, включение их в систему инфраструктуры туризма;



• реставрация, консервация и использование уникальных историко-культурных и архитектурных памятников Казахстана;



• популяризация научных знаний, разработка теоретических проблем исторической науки, выпуск научной, художественной и энциклопедической литературы;



* решение вопроса о создании в республике оптимальной структуры по защите и активному использованию историко-культурного наследия, в задачи которой входили бы обеспечение единого руководства деятельностью областных государственных инспекций, реставрационных организаций, реализация утвержденных программ и проектов в сфере охраны памятников истории и культуры.



Посвящается памяти учителей, тюркологов



Сержана Мусатаевича Лхиижапова и Юрия Алексеевича Зуева.



На протяжении двадцати лет, начав работу в области тюркологии под руководством своих у чителей Сержана Мусатаевича Ахипжанова и Юрия Алексеевича Зуева, мы продолжаем вести практические исследования по археологическому изучению тюркских мемориалов, расположенных на сакральной земле западных тюрков, в центре Западнотюркского каганата, на территории долины реки Чу, скрупулезно сопоставляя данные археологии с источниками по этнографии тюркских народов, населявших просторы Центральной Азии и Евразии.



Введение



Природа и Человек! Скажите, что может быть чудеснее и таинственнее природы и человека?! Необходимая потребность познать вселенную с ее чудесами, вопрос о жизни и смерти и отношениях человека породили обожание Вселенной или природы и духа умерших людей.



Чокан Валиханов.



Избранные произведения, 1986, с. 300



Культурное наследие кочевой степи многогранно, многообразно, оно - неотъемлемая часть ландшафта и являет собой уникальную модель единения природы и человека. Народы, населявшие казахскую степь на протяжении многих тысячелетий, бережно относились к своей земле, обожествляя ее. Почитание окружающей природы словами Чокапа Уалиханова выглядело таким образом, что «человек... удивлялся солнцу и поклонялся ему; увидел луну - и ей поклонился; он поклонился всему в природе, где замечал присутствие этой неизъяснимой силы, вечной как время, которую он назвал синим небом, кок-тэнгрн» /Валихапов, 1986, с. 300/.



Божественное отношение к природе иллюстрируют памятники культуры, повсеместно сооруженные в наиболее благоприятных оазисах степи. Своеобразие кочевой культуры нашло отражение в географии распространения и топографии расположения памятников всех эпох в степном ландшафте Казахстана. Выдающийся исследователь древних культур казахских степей, академик А. Х. Маргулан, касаясь вопросов преемственности культур древнего, средневекового населения и казахов писал, что поселения и кыстау современных чабанов приурочены к тем же благоприятным оазисам степи, на которых расположены и древние памятники /Маргулан, 2003, т. 4, с 36, 39-40/. Подтверждением сказанному является и великолепное тюркское наследие территории Жетысу, которое совместно с казахскими кочевьями, локализовано на территории одних и тех же саев, у родников и речек предгорий и высокогорных долин Тянь-Шаня.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.