Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Жерар де Нерваль - Страница 3

Обращаясь к этому прославленному Ронсаром жанру, Нерваль попытался осуществить тонкий синтез оды с французскими народными песнями. У П. Ронсара он частично заимствовал словарный состав, но при этом сильно обновил тематику и образный строй старинного жанра. Его оды написаны легким пером, и в них переплетаются реалистические картинки быта, зарисовки уличных сценок со сновидениями, мечтаниями, воспоминаниями и книжны-

3 Gautier Th. Histoire du Romantisme. P., 1874, c. 18.

:мп ремпнпсценцпямп. Пх самая характерная черта — острое ощущение бега времени. Они как бы перекидывают мост между прошлым и настоящим французской литературы. Есть среди mix такие, например, как «Бабочки», «Апрель», которые похожи па простую имитацию Ронсара. Другие, например, «Спдализки» — о безвременно умерших девушках, напоминают миниатюры из «Галантных празднеств» Верлена. А наиболее известное стихотворение этого цикла «Фантазия», где речь идет о прекрасной даме, увидеп-ной поэтом в обстановке XVII века, выглядит лирическим предвосхищением прустовских поисков утраченного времеып. Во многих из них упоминается о смерти, но, по существу, они не трагичны, а скорее только меланхоличны и в этом несколько напоминают картины Ватто.

Несмотря на относительно ранние и многочисленные свидетельства успеха, жизнь Нерваля складывалась нелегко. Этьену Лабрюпи литературная карьера не внушала уважения, и он пытался оказать на сына давление, чтобы тот выбрал более солидную профессию. Следуя воле отца, Жерар записался на медицинский факультет и некоторое время там учился, не оставляя, однако, литературных занятий. Именно к этой поре его жизни относится участие в так называемом «Малом сенакле» — творческом объединении, созданном им вместе с Петрюсом Борелем, Се-лестеном Нантейем, Жаном Дюсенером в подражание знаменитому романтическому «Сенаклю».

В 1834 году Нерваль получил в наследство от деда по материнской линии весьма значительную по тем временам сумму в тридцать тысяч франков. И сразу же, воспользовавшись этой возможностью, отправился в путешествие. Свое первое большое путешествие он совершил на юг Франции и в Италию. Наследство также позволило писателю освободиться от деспотической отцовской опеки. Вернувшись из странствий, он вместе с друзьями — Теофилем Готье, Арсеном Уссе, Камилом Рожье, Эдуардом Урлиа-ком — снял квартиру на улице Дуаенне и принялся за работу. Лихорадка творчества сменялась бессонными ночами, бурными спорами и шумными праздниками. Этот образ жизни, который принято называть богемным, отражал стремление Нерваля и его друзей преобразовать фривольную сторону бытия в служение высоким идеалам искусства. Жерар был душой общества. Многочисленные друзья любили его за неистощимую изобретательность, за прекрасный характер, за доброту и отзывчивость. Те годы писатель вспоминал как самый благословенный период своей жизни: «Какое счастливое время! Мы давали балы, устраивали ужины, карнавалы, играли старые комедии (...). Мы были молоды, всегда веселы, часто богаты...» 1 Беззаботное существование в этом брат-Nerval G. de. Oeuvres. Т, I, с. 90.

Стве художников п литераторов наложило неизгладимую печать на характер самого Нерваля. Многие из его друзей впоследствии остепенились, обзавелись собственными домами п семьями. Для него же богема навсегда осталась стилем его жизни.

В 1834 году на одном из театральных прсдставленпп писатель увидел молодую актрису Ятепни Колон, которая па долгие годы стала объектом его поклонения. То была любовь вполне в духе романтической эпохи, сочетавшая в себе благоговейное поклонение идеализированному в традиции Данте и Петрарки священному образу и мистический страх перед таинственными и зловещими чарами «фатальной женщины».

В том же, 1834 году писатель основал журнал «Мопд драма-тик». Распространено мнение, что с помощью этого издания он надеялся способствовать сценическим успехам Женни Колон и таким образом добиться ее расположения. Возможно, что так оно в какой-то степени и было. Однако имя возлюбленной поэта встречалось в журнале не чаще, чем имена других актрис. Интерес Нерваля к сцене был обусловлен прежде всего тем, что пменно театр в начале тридцатых годов был ареной схваток между романтиками и эпигонами классицизма. Он сам был драматургом, автором многочисленных пьес, а эстетические битвы пробудили в нем задор и талант полемиста. В такой ситуации собственный журнал, где можно свободно высказывать свои мнения, был необходим. Нерваль смотрел па журнал также как на мероприятие, с помощью которого можно было бы упрочить свое финансовое и социальное положение. В одном из писем он сообщал, что перейти от чисто литературной деятельности к изданию журнала его побудили «постоянные опасения родных» за его будущее. Надежды, однако, остались неосуществленными: на следующий год журнал прогорел, п крах не только поглотил все состояние владельца, но и повлек за собой многочисленные долги, которые он не смог выплатить до самой смерти.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.