Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Жерар де Нерваль - Страница 4

С тех пор журналистика стала для Нерваля практически единственным способом добывания денег. А поскольку журналы находились в зависимости от читательского спроса, то литературная работа даже в самых интеллектуальных из них, например, в таких, как «Ревю де де мопд», несла па себе печать вторичпости, популярпзаторства. Творчество превращалось в предмет купли-продажи, что предопределило форму, размеры и другие особенности многих работ Нерваля. Чтобы сводить концы с концами, приходилось по нескольку раз использовать одни и те же тексты, слегка варьируя их форму и содержание. Все это создавало у писателя ощущение постоянной неуверенности, травмировало психику. Нерваль не раз высказывал сожаление, что отсутствие денег не позволяет ему всецело посвятить себя любимому делу. «Как раз те литераторы,— ооъяснял он в одной из писем своему отцу.— у которых, как, например, у Ламартина, Шатобриапа, Вппыі, Казимира Лавппя, Гюго, было что-то вроде ренты, состояние пли какой-либо иной посторонний доход, и продвинулись дальше всех вперед II даже денег заработали больше всех, потому что они чем-то уже располагали и им не нужно было растрачивать своп силы на бесплодный, хотя и привлекательный в своей леі кости труд вроде сочинения романов и работы в газетах» ^ Этьен Лаб-рюнп был, однако, не тем человеком, который мог бы войти в положение сына, оказать денежную помощь или поддержать морально. Искренняя и преданная любовь Жерара к отцу наталкивалась на лед безразличия, скептицизма, недоверия, скупости, непонимания. Смешно и грустно читать те места из писем Нерваля, где он объясняет отцу, что литература является серьезным и вполне благопристойным занятием, и где он уверяет его, что Готье, Дюма, Гюго и другие друзья-писатели вовсе не оказывали на него «дурного влияния», а, напротив, всячески помогали ему находить литературные заработки.

Издержки поденного журналистского труда не помешали Нер-валю занять место в первых рядах критиков, таких, как Сент-Бёв, Бодлер, 1’отье. Среди его работ в области литературоведения и театроведения есть настоящие шедевры. Наибольшего внимания заслуживают его эссе о греческой драме, о театре Вольтера, о будущем трагедии, о немецкой поэзии, о французских поэтах XVI века, о творчестве Гейне, о музыке Доницетти. Добрую услугу в этой работе писателю оказывала его энциклопедическая образованность: знание древних и современных европейских литератур, начитанность в восточных литературах, богатые, глубокие, редкие для непрофессионала познания в музыке и живописи. Его суждения о Бальзаке п Гюго — кстати, более проницательные, чем у недооценившего гений двух своих великих Cv. временников самого влиятельного в ту пору критика Септ-Бёва,— о Корнеле и Вольтере, о Берлиозе и Вагнере не потеряли своей актуальности и по сей день.

Будучи новатором и в литературе, и в критике, Нерваль часто обрушивался па косность вкусов буржуазной публики, на конформизм идущих у нее на поводу руководителей театров. Доставалось от него также университету и церкви за ретроградную, консервативную политику в области искусства. Разделяя взгляды своих друзей романтиков в том, что касается необходимости обновления литературных форм, он проявлял в своих статьях большую, чем они, сдержанность в ниспровержении прежних авторитетов. Например, многие из идей его эссе о французских поэ-

^ Там же, с. 797.

Тах XVI века перекликаются с положеппямп зпамепптого Предп-словпя к «Кромвелю», по высказаны они без свопствеппой Гюго запальчивости п с неизменным тактом по отношению к наследию классицизма.

Придавая большое значение влиянию географических, псторп-ческпх, национальных факторов на литературу, Нерваль в определенной мере оказался предшественником Ипполита Тепа. Прп этом, однако, ему был чужд догматизм позитивистской эстетики. Он был принципиальным противником любой идеи нормативности в искусстве. При всех своих симпатиях к «Плеяде» Нерваль критиковал Ронсара и его соратников за то, что они, установив гегемонию определенного литературного вкуса, деспотически подавляли и устраняли все, что было связано с низовой народной культурой.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.