Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Жерар де Нерваль - Страница 5

Обычно Нерваль стремился анализировать произведения в их имманентной индивидуальности, уделяя мало внимания их взаимосвязи с теми или иными течениями и школами. В известной степени он был почти что критиком-импрессионистом, для которого исходным моментом является не объективное существование предмета искусства, а собственное восприятие последнего. Правда, в процессе анализа произведения он его все же включал в общий исторический и социальный контекст, что позволяло ему преодолевать узость импрессионистической критики. Например, признавая величие Корнеля, он считал необходимым обратить внимание на архаический аспект его творчества, затрудняющий его восприятие в XIX веке. Важное место в системе эстетических ценностей Нерваля занимал критерий соответствия искусства действительности. Гармонию между тем и другим он считал одним из самых характерных признаков современной ему литературы и драматургии. Театр он называл зеркалом жизни.

Часто журналистская деятельность, какой бы стороны жизни она пи касалась, бывает тесно связана с политикой. Для Нерваля же, напротив, характерна скорее отстраненность от политики. В юные годы он еще питал какие-то надежды относительно устройства справедливого общества, бунтовал, участвовал в студенческих демонстрациях, за что однажды был даже посажен в тюрьму В душе он и в зрелые годы оставался демократом и либералом, однако шутовской хоровод Июльской монархии, пришедшей на смену революционному подъему, заставил писателя расстаться с некоторыми иллюзиями. Позднее, характеризуя умонастроения своего поколения, Нерваль говорил о причудливом сочетании «активности, колебаний и лепи, ярких утопий, философских либо религиозных устремлений, смутного энтузиазма, к которому прп-

® Подробнее см. в статье М. Кудинова в: Жерар де Нерваль. Избранное. М., 19S4, с. 3—24.

Мешивалпсь какие-то импульсы возрождения» В ту эпоху безвременья, когда практичные люди занимались финансовыми операциями II политикой, Нерваль и его друзья в знак протеста строплп алтарь чистого искусства. «Наш возраст, однако,— объяснял Нерваль,— предохранял нас от честолюбия, а жадная свалка вокруг должностей и почестей отдаляла от сфер возможного приложения спл. Нам оставалась в качестве пристанища только та башня пз слоновой кости поэтов, куда мы поднимались все выше и выше, чтобы изолировать себя от толпы. На этих возвышенных местах, куда нас вели паши учителя, мы наконец вдыхали чистый воздух одиночества, пили забвение в золотой чаше легенд, опьянялись поэзией и любовью»

Между тем любовь Нерваля не была счастливой. В 1838 году Женин Колон вышла замуж за музыканта, и пьянивший воображение поэта образ стал постепенно превращаться в воспоминание, в сновидение, в миф, по образ этой женщппы прослеживается во многих произведениях Нерваля. Внешне он прореагировал на этот брак совершенно спокойно. Однако веселый и беззаботный вид, как он признавался впоследствии в автобиографической повести «Аурелия», был лишь маской, призванной скрыть потрясение. Неразделенное чувство явилось одной из причин нарушения душевного равновесия поэта, которое в дальнейшем не раз приводило его па порог творческого кризиса. Однако несомненно также и наличие других факторов, способствовавших возникновению кризисных состояний, и прежде всего тяжелое материальное положение, неустроенность, постоянное чувство неуверенности в завтрашнем дне и сопряженная с ней невозможность творить с полной отдачей.

Начало 40-х годов стало для писателя переломным моментом. Еще во время поездки в Вену в 1840 году, где он написал серию очерков о французской литературе для венских газет, Нерваль, осознавая, что молодость прошла, что много сил оказалось растрачено впустую, решил более энергично взяться за укрепление своей литературной репутации. А для этого нужны были крупные работы. Именно с этой целью по возвращении из Австрии он взялся за перевод второй части «Фауста». Поездка на Ближний Восток, предвещавшая богатую литературную жатву, оказалась как нельзя более кстати.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.